Охрана здоровья детей и подростков: понятие и условия формирования здорового образа жизни

Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным. Сегодня попытаемся разобраться, чем же такая, здоровая, модель поведения лучше, составляющие и выгоды от ее реализации. Также взглянем на факторы окружающей среды, которые могут помешать естественному развитию человека.

Составляющие ЗОЖ и основные факторы окружающей среды, влияющие на человека

Здоровый образ жизни необходим подросткам

Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов.

Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.

Водные процедуры — прекрасный закаливающий инструмент

Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по: — закаливанию воздухом, солнцем, водой; — гигиене; — обеспечению двигательной активности; — наличию рационального питания; — созданию гармоничного психоэмоционального состояния;

— реализацию принципов охраны окружающей среды.

Помещать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы: — недостаточное количество двигательной активности; — нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира; — стресс; — наличие вредных привычек; — неполноценный, нарушенный сон.

Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на человека гораздо больше. Кстати, ВОЗ выделяет порядка двухсот.

Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха.

Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности.

Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.

Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой.

Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела.

Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается.

Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач.

В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

Влияние физической активности на мыслительные процессы

Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.

Физическая активность влияет на качество учебного процесса

Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена.

Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению.

Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании.

И сюда, кстати, относятся не только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ.

Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.

Рациональное питание — основа здоровья

Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами.

В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а при чем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции.

Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются.

Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

[sociallocker]

[/sociallocker]

[wpajax]

TvoyStartup

  • Бесплатные консультации от нашей команды 1,00 просмотр в день

Формирование здорового образа жизни у детей: с чего начать

Ритм жизни увеличивается с каждым годом. Чтобы следовать ему и не отставать, современный человек должен быть здоров физически и психически. Во взрослом возрасте трудно менять привычки, поэтому приучать к здоровому образу жизни нужно с самого раннего детства.

Формировать здоровый образ жизни важно с раннего детства

ЗОЖ: понятие и суть

Здоровый образ жизни — это настолько общее и расплывчатое понятие, что даже ярые приверженцы не всегда могут объяснить точное значение термина. ЗОЖ — жизненная концепция человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, а также профилактику физических и психических болезней. Общими словами, нужно вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть.

ЗОЖ состоит из нескольких компонентов, взаимосвязанных между собой:

  1. Правильное питание. Рацион подбирается таким образом, чтобы предупредить развитие болезней.
  2. Физическая активность. Физкультура делает организм более крепким и выносливым.
  3. Закаливание. Закаленный человек реже болеет — это факт!
  4. Умственная активность.
  5. Режим дня. При соблюдении распорядка остается много времени для саморазвития.
  6. Отказ от вредных привычек. К ним относятся не только алкоголь и курение. А также: азартные игры, переедание, наркотики и пр.
  7. Гигиена сна. Без здорового сна не будет хорошей физической и умственной активности.
  8. Личная гигиена. Это основа основ. Соблюдение гигиены позволяет избежать множества болезней, связанных с грязными руками.
  9. Позитивный настрой. Здоровье тела невозможно без здоровья души. Оптимисты реже болеют.

Трудно себе представить здоровье человека, если отсутствует какой-то компонент.

С какого возраста прививать зож детям

Когда нужно начинать приобщение детей к здоровому образу жизни? Очень важный вопрос, который мучает многих мамочек. Ответ прост: чем раньше, тем лучше.
Ранее формирование здорового образа жизни обеспечивает полноценное физическое и умственное развитие. Ребенок растет жизнерадостным, бодрым, с крепкой верой в собственные силы.

Конечно, маленький ребенок не может самостоятельно соблюдать режим, закаливаться и соблюдать другие компоненты ЗОЖ. На первых этапах развития огромное значение имеют семья и дошкольное образовательное учреждение.

Итак, с понятием ЗОЖ и компонентами мы определились, с возрастом тоже. Рассмотрим, как лучше прививать различные навыки маленьким детям:

Режим дня

Это основа всех компонентов ЗОЖ, если день распределен неправильно, ребенок либо ничего не успеет, либо будет чрезмерно нагружен. Очень важно чередовать активность и отдых. Если ребенок ходит в сад, то соблюдать режим легче, так как в дошкольном учреждении все подчинено графику. Если малыш воспитывается дома, нужно составить режим самостоятельно.

Что важно? Ложиться и вставать нужно в одно и то же время. Приемы пищи тоже должны быть по расписанию. Обязателен дневной сон и гигиенические процедуры. В остальное время нужно грамотно прописать физическую и умственную активность и свободное время. Дети быстро привыкают к режиму и соблюдают его без проблем.

Читайте также:  Какие льготы положены женам военнослужащих срочной службы или по контракту

Питание

Чтобы ребенок приучался к ЗОЖ, нужно ненавязчиво объяснять, зачем нужно кушать те или иные продукты, которые он есть не хочет. Питание должно быть разнообразным. В меню ребенка должны присутствовать: мясо, рыба, овощи, фрукты, злаки. А также молоко и молочные продукты. Если ребенок с детства будет приучен к правильному питанию, он будет его соблюдать в старшем возрасте самостоятельно.

Физическая активность

Это вовсе не означает, что ребенок с малых лет должен посещать спортзал. Начинать нужно с утренней зарядки. Выполнять ее важно вместе с ребенком, подбадривая его собственным примером.

Кроме того, приветствуются все активные занятия на свежем воздухе: катание с горы, лыжи, коньки.

Даже если ребенок поможет почистить снег маленькой лопатой, это будет в 100 раз лучше, чем он проведет это время на диване перед телевизором.

Умственная активность

В человеке должно быть все гармонично: и умственное и физическое развитие. Большой запас знаний и жизненный опыт помогут ребенку лучше осознать себя. Поэтому с раннего детства приучаем детей к умственному труду. Особенно хорошо программа обучения развита в детских садах, но можно заниматься и дома.

Закаливание

Споры по этому вопросу не утихают до сих пор. Некоторые родители категорически против этой процедуры. Но по результатам многолетних исследований: постепенное и планомерное закаливание организма приносит несомненную пользу, при отсутствии вреда.

Закаливать ребенка можно разными способами: солнечные и воздушные ванны, обтирание прохладной водой, обливание и пр. Главное, чтобы закаливание нравилось ребенку и проходило постепенно. Очень важно объяснить ребенку, зачем нужна процедура.

Тогда у него появится желание закаливаться самостоятельно, когда он станет старше.

Правильный сон

Ребенок должен хорошо высыпаться, от этого зависит его самочувствие на весь день. Одинаково вредны и недостаток, и избыток сна. В обоих случаях ребенок будет вялым и малоактивным. Привычка к здоровому сну вырабатывается с детства, тогда и во взрослой жизни этот компонент ЗОЖ будет соблюдаться.

Личная гигиена

Важнейший компонент ЗОЖ, так как гигиена имеет прямое отношение к состоянию здоровья. Начинать нужно с малого: мытье рук и чистка зубов. Другие гигиенические навыки прививаются постепенно.

Отказ от вредных привычек

Ребенку необходимо объяснять, почему нельзя обладать вредными привычками и к чему они могут привести. Простой запрет не приведет к результату, всегда необходимо понимание.

Позитивный настрой

Чтобы ребенок был весел и бодр, в семье не должно быть ссор, конфликтов и разногласий. Малыш должен чувствовать себя значимым и быть уверенным в своих силах. Оптимисты реже болеют, а если и подхватили инфекцию, то легче переносят последствия.

Не должно быть «перекоса» между компонентами здорового образа жизни. То есть, если ребенок правильно питается и хорошо спит, но при этом мало двигается, то это далеко от здорового образа жизни.

Физическая активность у детей является залогом здоровья

Методы прививания компонентов ЗОЖ

Легко говорить о том, что ребенок должен делать, а что нет. А как на практике привить ребенку навыки ЗОЖ? Как действовать? Существует несколько эффективных способов.

  1. Личный пример. Самый эффективный и действенный способ. Если родители или другие члены семьи соблюдают ЗОЖ, то ребенку легче понять, для чего это нужно. Малыш просто повторяет за взрослыми, и формирование здорового образа жизни у детей проходит значительно легче. В детских образовательных учреждениях действует коллективный пример. Дети смотрят друг на друга и обучаются необходимым навыкам.
  2. Поощрение. Этот метод заключается в вознаграждении ребенка за соблюдение компонентов ЗОЖ. Например, если малыш соблюдал режим дня в течение недели, то в выходные его можно сводить в какое-нибудь интересное место (право выбора можно предоставить ребенку). Здесь важно соблюдать меру. Вознаграждение должно соответствовать тому, за что его дают.
  3. Разъяснение. Этот метод хорошо работает для детей постарше, например, для младших школьников. Разъяснение должно быть доступно пониманию ребенка. Нельзя использовать сложные термины и длинные причинно-следственные связи. Нужно простым языком объяснить, что такое ЗОЖ и для чего это нужно.
  4. Отрицательный пример. Это полная противоположность личному примеру. Например, ребенку можно наглядно объяснить, к чему приводят вредные привычки (для отрицательного примера можно взять пьющего родственника или соседа).
  5. Наказание. Это сомнительный способ прививать навыки ЗОЖ ребенку, но тем не менее этот метод иногда встречается в литературе. Заключается он в следующем: за невыполнение правил здорового образа жизни следует наказание. Например, за несоблюдение личной гигиены на один день запрещается смотреть телевизор. Правила наказания: своевременность, неотвратимость, соразмерность. То есть, если ребенок не помыл руки неделю назад, его нельзя наказывать за это сегодня. Нужно очень аккуратно относиться к этому методу формирования навыков ЗОЖ, так как можно получить обратный эффект.

Формирование потребности в ЗОЖ у подростков

Подростки отличаются от детей младшего возраста тем, что уже имеют устоявшееся мнение по многим вопросам. И очень трудно переубедить подростка и найти подходящие слова.
Большое значение имеет пропаганда здорового образа жизни ребенка в подростковом периоде. Особое значение имеет то, чтобы пропагандой занимался авторитетный для подростков человек, иначе они не станут прислушиваться.

Если у младших детей было важно сформировать навыки личной гигиены, закаливания и физической активности. То у подростков на первое место выходят отказ от вредных привычек, питание и гигиена сна.

Пропаганду среди подростков нужно вести в двух направлениях: в образовательном учреждении и в семье. В школах это могут быть дни здорового образа жизни, семинары по отказу от вредных привычек и пр.

Дома ребенок должен получать всю недостающую информацию в доступной форме. Очень важно построить доверительные отношения с подростком, только тогда он сам захочет соблюдать правила здорового образа жизни.

В заключение нужно сказать — чем больше детей и подростков будут вести здоровый образ жизни, тем здоровее будет население нашей страны. Поэтому, нужно ответственно относиться к физическому и психическому здоровью ребенка, заботиться о его питании, сне и умственном развитии.

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
  • «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА Г.РАССКАЗОВО»
  • Методическая работа
  • «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
  • Выполнил: тренер-преподаватель по лыжным гонкам

Коротин А.Б.

РАССКАЗОВО — 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Здоровый образ жизни – комплексное понятие, включающее в себя множество составляющих. Сюда входят все сферы человеческого существования – начиная с питания и заканчивая эмоциональным настроем. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на полное изменение прежних привычек, касающихся еды, режима физической активности и отдыха.

  1. Здоровый образ жизни – предпосылка и необходимое условие для:
  2. -полноценного развития самых разных сторон человеческой жизнедеятельности,
  3. -достижение человеком активного долголетия,
  4. -активного участия человека любого возраста в социальной, трудовой, семейной деятельности.

Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, нужно с  раннего детства и до глубокой старости заботиться о его укреплении. Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимущественно от образа жизни семьи, то в подростковом возрасте усиливается влияние окружающей среды.

Необходимо с детства помнить, что здоровый образ жизни является самым практичным и наименее дорогостоящим путем профилактики заболеваний, требует от человека работы и закрепления полезных привычек, а праздный образ жизни влечет ухудшение здоровья.

Физическая активность – один из самых важных компонентов здорового образа жизни. Все девушки мечтают иметь красивую стройную фигуру, а все юноши быть сильным и крепким. Всего этого возможно достичь при регулярных занятиях физкультурой с вовлечением всех групп мышц (ходьба, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, лыжи, гребля, командные игры).

С состоянием мышц связана нормальная осанка ребенка и форма стопы, которые формируются при систематических занятиях физическими упражнениями и постоянном контроле за своей осанкой самих детей и их родителей.

Дозированная физическая нагрузка полезна всем. Даже дети, имеющие какие-то противопоказания, не должны полностью освобождаться от двигательной активности, т.к. возможно воспользоваться комплексами лечебной гимнастики.

Соблюдение режима дня – является обязательным условием здорового образа жизни ребенка. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания.

А ребенок-спортсмен вдвойне нуждается в правильном и четко составленном режиме дня, который поможет ему оставаться здоровым, эффективно тренироваться и прогрессировать, хорошо учиться в школе, а также успевать быть самим собой — ребенком. Главным видом отдыха, конечно, является сон.

Здоровый сон — важная деталь в механизме восстановления детского организма для дальнейшего эффективного функционирования и развития. Нужно объяснить ребенку, что здоровый сон напрямую влияет на его прогресс в спорте, а также на его достижения и настроение.

Ребенку необходимо спать не менее 8-9 часов в благоприятных условиях – теплое одеяло, прохладный воздух, спокойная обстановка. Но это средний показатель и, возможно, не всем детям потребуется больше времени для полного восстановления. Всё это — вопросы наблюдения за ребенком и выявления оптимального количества часов сна.

Пребывание на свежем воздухе ежедневно по 1,5 – 2,5 часа в сочетании с двигательной активностью, физическим трудом, занятиями спортом является одним из компонентов рационального режима дня.

Закаливание полезно в любом возрасте. Закаленный человек противостоит холоду и жаре, влажности. Закаливающее действие оказывают воздушные ванны, ходьба босиком, посещение бани.

Наиболее сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры – обтирания, обливания, душ, ванны.

При закаливании важно следовать следующим принципам:  постепенность, систематичность, индивидуальный подход, разнообразие закаливающих воздействий.

Читайте также:  1 группа инвалидности: какие заболевания в неё входят, когда и на сколько устанавливается

В период физиологических изменений для подростков особенно важно сбалансированное и рациональное питание. Длительные перерывы, торопливая еда, «перекусы» на ходу бывают причиной нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта.

Очень полезны для питания детей и подростков хлеб грубого помола, каши, кисломолочные продукты, нежирные сорта мяса, курица и рыба, фрукты, сырые овощи и зелень. Необходимо снизить содержание в рационе животных жиров и «быстрых» углеводов – сахара, сладостей, кондитерских изделий, картофеля.

Надо отдавать предпочтение мармеладу, зефиру, меду, шоколаду в небольшом количестве. Обязательным для такого ребенка будет правильное сбалансированное питание с обилием овощей и фруктов, каш и качественного белка (мяса, яиц и пр.).

Плотный завтрак, здоровый обед, легкий ужин и пара перекусов — вот основа для сохранения здоровья маленького спортсмена и обеспечения его всеми необходимыми элементами для новых успехов и достижений. Ребенок должен знать, где и что он может поесть вне его обычного плана.

Будущий спортсмен должен знать, что здоровое и своевременное питание — это элемент эффективного восстановления его организма. А если его организм хорошо восстанавливается, то он сможет добиваться хороших успехов в спорте. Без правильного питания нет достижений.

Надо следить, чтобы школьники получали горячие обеды, не ели всухомятку, не увлекались бургерами и чипсами. В течение дня выпивали около 2 л жидкости, желательно чистой воды.

Большое значение для укрепления здоровья имеют хороший психологический климат в семье, хорошие взаимопонимания подростка с взрослыми, родителями и друзьями, что помогает молодым людям с наименьшими потерями для здоровья преодолевать стрессовые ситуации и трудные моменты в жизни.

Гигиена. Поддержание чистоты кожи, уход за ногтями также являются элементами здорового образа жизни. Важно, обучить ребенка мыть руки перед едой, после посещения туалета, работы на огороде, прогулок по улице. Особенно важен уход за своим телом подросткам.

В период полового созревания они и сами замечают, что стали больше потеть, ощущают сильный запах от ног и подмышечных впадин. От тех, кто пренебрегает личной гигиеной — неприятный запах ощущается на расстоянии. После приема душа нужно сменить нательное белье.

Ноги моют ежедневно на ночь.

В подростковом возрасте важен и уход за волосами. Здоровые, блестящие и послушные волосы могут стать настоящим украшением, поэтому надо научиться, правильно за ними ухаживать.

Регулярный уход за полостью рта поможет сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Для того, чтобы сохранить зубы здоровыми до зрелого возраста, нужен уход за зубами и посещение стоматолога 1-2 раза в год.

Сверкающий ряд белых и здоровых зубов по- настоящему украшает человека. Нельзя относиться к чистке зубов легкомысленно. Нужно пользоваться индивидуальной зубной щеткой, которую нужно менять 1 раз в 3-4 месяца. Полоскать рот нужно после каждого приема пищи.

После появления неприятного запаха изо рта необходимо обратиться за советом к врачу.

Гигиена белья и одежды имеет очень большое значение. Желательно, чтобы одежда была свободной и под ней сохранилась воздушная прослойка. Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья и одежды, ежедневная смена носков или колготок, особенно при повышенной потливости. 

На первом плане при формировании здорового образа жизни стоят любовь к ребенку и позитивное отношение к жизни. Чем больше родители и окружающие любят ребенка, тем гармоничнее и счастливее он вырастет. Только не надо забывать, что любовь – это не вседозволенность, а внимание, уважение, здоровая критика. В атмосфере любви и дружбы легче воспитать здорового человека.

Список литературы

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе /

.- М.: ВАКО, 2007.- 297 с

2.Безруких М.М.,Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.-М.,2002.-414с

3. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

http://taimyr-crb.ru/23-zdorovyj-obraz-zhizni-semi-zalog-zdorovja-rebenka.html

http://hope-clinic.ru/school/detjam/zdorovyj-obraz-zhizni-rebenka-profilaktika-mnogih-boleznej

Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении

  • 35
  • Оглавление
  • Оглавление 2
  • Введение 3
  • Глава 1. Охрана здоровья учащихся в образовательном учреждении 4

1.1.Понятие здоровья детей и подростков 5

1.2.Условия необходимые для формирования здорового образа жизни у детей 6

Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 10

2.1. Санитарно-эпидемиологические требования 11

2.2. Рекомендации к учебному процессу по СанПиНу 21

  1. Заключение 28
  2. Список литературы. 30
  3. Приложения 31
  4. Введение
  5. «Чтобы
    сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте
его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо

Известно,
что существующая в нашей стране система
образования не способствует сохранению
и укреплению здоровья школьников.

Это
часто связано с завышенным объемом и
интенсивностью учебных программ,
невысоким качеством полиграфического
оформления учебников, несоответствием
школьной мебели санитарно-гигиеническим
нормам, отсутствием полноценного
питания, значительным увеличением
длительности выполнения учащимися
домашних заданий.

Интенсификация
учебного процесса и его организация,
основанная на преобладании статических
нагрузок, способствуют искусственному
сокращению объема произвольной
двигательной активности учащихся.

В
школах широко практикуется неоправданное
освобождение учащихся от уроков
физической культуры, слабо внедряются
«малые формы» физического воспитания
(физкультурные паузы, подвижные перемены
и т.п.).

В
результате перечисленных выше и ряда
других социально-экономических причин
состояние здоровья современных школьников
находится на очень низком уровне. В
последние годы резко увеличилось
количество детей, имеющих аномалии в
физическом и психическом развитии.
Сегодня лишь 4-10 % выпускников
общеобразовательных школ могут считаться
абсолютно здоровыми [письмо].

Сегодня
нужны новые формы работы, широкий выбор
не только спортивных, но и оздоровительных
занятий, особенно для детей младшего
возраста, когда происходит формирование
жизненных привычек и интересов. Активный
образ жизни, спорт должны стать нормой
российского общества, «модным трендом»
среди молодежи, начиная с раннего
возраста.

Таким
образом, сохранение и укрепление здоровья
учащихся, формирование здорового образа
жизни в процессе обучения и воспитания
являются неотъемлемыми составляющими
образовательного процесса, входят в
число первостепенных задач образовательных
учреждений. Развитие и совершенствование
сопровождающей законодательной и
нормативной базы будут способствовать
эффективной реализации приоритетов
государственной политики в сфере
сохранения и укрепления здоровья
подрастающего поколения нашей страны.

В
нашей стране забота о детях — дело
поистине всенародное. Фундамент здоровья
человека закладывается в школе. Проведение
комплексных мероприятий, направленных
на охрану здоровья школьников, является
всенародным делом.

Целью
моей работы является изучение проблемы
охраны здоровья обучающихся.

Главной
задаче, которую я перед собой ставлю, является изучение важности охраны
здоровья школьников в современных
школах и ее соответствие санитарным
требованиям.

По
определению Всемирной организации
здравоохранения «Здоровье — это не
только отсутствие болезней и физических
дефектов, а состояние полного физического,
духовного и социального благополучия.»[http://www.elitarium.ru/]

Здоровье
— это нормальное состояние организма
человека, означающее его оптимальную
саморегуляцию, согласованное взаимодействие
его органов и равновесие между его
функциями и внешней средой».

Современные
условия социально-экономического
развития страны инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на
состоянии здоровья детей и подростков.

Эта ситуация обострилась в результате
процессов социально-политического и
экономического реформирования, начальные
этапы которого неизбежно связаны с
разрушением сложившейся ранее
инфраструктуры сохранения и укрепления
здоровья детей и подростков.

Здоровье
современных детей и подростков формируется
под воздействием комплекса факторов,
важнейшими из которых являются
биологические (включая наследственность),
экологические, социальные (образ жизни,
условия воспитания и обучения, уровень
медицинского обслуживания и так далее).

Важно
отметить роль, так называемых управляемых
факторов — окружающей среды и
санитарно-гигиенических условий, то
есть факторов, влияющих на жизнь, здоровье
и образование школьников. При этом
необходимо подчеркнуть, что 20 процентов
факторов приходится на условия
внутришкольной среды, так как большую
часть дня (более 70 процентов времени)
школьники проводят в стенах школы.

Поэтому
необходимо, чтобы все то, что формирует
эту среду, включая школьные занятия,
находилось в гармонии с детским
организмом, соответствовало возрастным
возможностям и особенностям детей и
подростков.

Именно
о школьном периоде можно сказать, что
в этот период формируется потенциал
здоровья на всю жизнь. И чрезвычайно
важно то обстоятельство, что на этот
«потенциал здоровья» можно оказывать
воздействие. Здоровье либо формируется
и развивается, либо расстраивается и
утрачивается в процессе воспитания
человека.

Состояние
здоровья детей и подростков, сохранение
здоровья будущих матерей и отцов является
общегосударственной задачей, требующей
комплексного стратегического решения.

Значительное
место в осмыслении и решении этой задачи
принадлежит системе образования.

Здоровый
образ жизни формируется всеми сторонами
и проявлениями общества, связан с
личностно-мотивационным воплощением
индивидом своих социальных, психологических
и физиологических возможностей и
способностей.

От того, насколько успешно
удается сформировать и закрепить в
сознании принципы и навыки здорового
образа жизни в молодом возрасте, зависит
в последующем вся деятельность,
препятствующая раскрытию потенциала
личности.

  • По
    современным представлениям в понятие
    здорового образа жизни входят следующие
    составляющие:
  • — отказ
    от вредных пристрастий (курение,
    употребление алкогольных напитков и
    наркотических веществ);
  • — оптимальный
    двигательный режим;
  • — рациональное
    питание;
  • — закаливание;
  • — личная
    гигиена;
  • — положительные
    эмоции.

Одной
из составляющих здорового образа жизни
является отказ от разрушителей здоровья:
курения, употребления алкогольных
напитков и наркотических веществ.

О
последствиях для здоровья, которые
возникают в результате этих пристрастий
существует обширная литература.

Если
говорить о школе, то действия учителя
должны быть направлены не на то, чтобы
школьник бросил курить, употреблять
спиртные напитки и наркотические
вещества, а на то, чтобы школьник не
начал этого делать. Иначе говоря, главное
– профилактика.

Читайте также:  Материнский капитал на жилье в 2021 году: пошаговая инструкция

Следующий
фактор здорового образа жизни –
двигательный режим.

Жизнь
современного человека, особенно в
городах, характеризуется высоким
удельным весом гипотензии и гиподинамии,
и это при том, что практически никто не
оспаривает то положение, что основная
причина многих болезней цивилизации –
недостаточная двигательная активность.

Особенно
страдают от гиподинамии школьники.
Больше времени своего бодрствования
старшеклассники вынуждены проводить
сидя за рабочим столом, просмотр
телепередач, компьютерные игры усугубили
обездвиженность детей и подростков.

Два
урока физкультуры
в неделю не компенсируют недостаток
двигательной активности. В тоже время
нередки и случаи низкой эффективности
занятий физическими упражнениями.

  1. В
    настоящее время имеется обширная
    литература, посвященная теоретическим
    и методическим вопросам оптимизации
    двигательной деятельности детей и
    подростков, разработан и практически
    апробирован ряд оздоровительных систем
    занятий физическими упражнениями,
    обладающих доступностью, простотой
    реализации, объяснимой эффективностью.
  2. Следующему
    фактор здорового образа жизни, влияющий
    на здоровье человека – питание.
  3. В
    последнее десятилетие возрос интерес
    к проблеме питания, так как правильное
    питание обеспечивает нормальное течение
    процессов роста и развития организма,
    а также сохранение здоровья.

Правильная
организация питания имеет большое
значение для развития детского организма.
Нормальный рост и развитие ребенка
зависят в первую очередь от того,
насколько его организм обеспечен
необходимыми питательными веществами.
Правильное питание является основным
фактором в предупреждении и лечении
многих заболеваний.

При
организации питания необходимо учитывать
особенности развития и функционирования
пищеварительной системы и всего организма
для конкретного возрастного периода,
а также потребность организма в
питательных веществах, поскольку он
особенно чувствителен ко всяким
нарушениям, как в количественном, так
и в качественном составе пищи.

В
основу правильной организации питания
детей в различные возрастные периоды
должны быть положены следующие основные
принципы:

1. Регулярный
прием пищи через определенные промежутки
времени — главное условие, с которого
необходимо начинать организацию питания
ребенка.

2. Питание
детей должно соответствовать уровню
развития и функциональным возможностям
организма в конкретный возрастной
период.

3. Питательные
вещества (белки, жиры, углеводы),
поступающие в организм вместе с пищей,
должны находиться в определенном
соотношении между собой.

4. Питание
должно быть индивидуальным с учетом
особенностей ребенка, состояния здоровья,
реакции на пищу и другое.

Правильное,
полноценное и рациональное питание
должно быть возведено в ранг культа —
один из китов фундамента здорового
человека.

Еще
один фактор здорового образа жизни –
правильная одежда.

Гигиенические
требования, предъявляемые к одежде,
направлены в первую очередь на обеспечение
нормального тепло- и газообмена организма
с окружающей средой, оптимального уровня
температуры тела и кожи, влажность кожи,
кожного дыхания. Достижение этих
требований может быть обеспечено
использованием для одежды материалов
с определенными физическими свойствами,
такими как, воздухопроницаемость,
теплопроводность, влагопроводность,
электроизуемость.

Следует
с самого раннего возраста воспитывать
у детей гигиенические навыки ухода за
своей одеждой.

Подбирать
обувь лучше всего точно по размеру: не
слишком тесную, но и не на вырост. Тесная
обувь причиняет боль, затрудняет походку,
нарушает рост и форму стоп. Необходимо
воспитывать у детей бережное отношение
к одежде и обуви.

Положительные
эмоции являются неотъемлемой составляющей
здорового образа жизни. Для поддержания
физического здоровья необходимо
психическое закаливание, суть которого
– в радости к жизни.

Известно,
что основа работы по совершенствованию
своей психики самовнушение. Оно повышает
эмоциональный тонус, укрепляет уверенность
и силу воли.

Психическая закалка
стимулирует и физиологические защитные
механизмы: иммунитет, функцию эндокринных
желез.

Так мысли укрепляют тело и
наоборот: безволие, снижение эмоционального
настроя способствуют ухудшению
самочувствия, расшатыванию психического
и физического здоровья.

Говоря
о положительных эмоциях, следует также
помнить, что в педагогике поощрение
считается более эффективным рычагом
воздействия на ребенка, чем наказание.
Учитывая вышеизложенное, напрашивается
вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем
и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев
условия, необходимые для формирования
здорового образа жизни сделаем вывод,
что молодое поколение наиболее
восприимчиво различным обучающим и
формирующим воздействиям. Следовательно,
здоровый образ жизни формировать
необходимо начиная с детского возраста,
тогда забота о собственном здоровье
как основной ценности станет естественной
формой поведения.

Доклад"Формирование здорового образа жизни подростков"

Формированиездоровогообразажизниподростков

Собственное здоровье на сегодняшний день не является первостепенной задачей современной молодёжи. И с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается.

Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и воспитание, осуществляемое родителями, воспитателями и педагогами.

От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни

Малоподвижный образ жизни, большая зависимость от компьютера, ненормированные перекусы и плохой сон – всё это прямым образом сказывается на здоровье. Статистика подтверждает, что с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Увеличивается и число молодых людей, которые не пригодны к военной службе по состоянию здоровья.

Растёт заболеваемость гастритами, бронхитом и других распространённых заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным образом жизни. И с каждым годом данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

Исследования, проведенные Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году, показывают, что в настоящее время подростки имеют большую свободу в выборе собственного образа жизни. По их данным, на сегодняшний день полностью здоровы только 14 % школьников, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35 – 40 % – хронические заболевания.

Так, среди подростков 12 – 15 лет за последние пять лет в пять раз выросла частота нарушений органов зрения и нарушений осанки, в четыре раза увеличилось количество нервно-психических расстройств, в три раза возросло наличие отклонений в здоровье органов пищеварения.

Как известно, взрослого человека от вредных привычек отучить гораздо сложнее, чем ребёнка. Поэтому на вопрос «когда именно нужно формировать знания о здоровом образе жизни» ответ простой: как можно раньше.

Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение  в системе гигиенических знаний, навыков и умений, на­правленных на сохранение и укрепление здоровья.

Это также и воспитание – долгий и трудный про­цесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни.

От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

Наиболее  эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, родителями) самостоятельная работа, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Именно в период обучения ребенка в школе  формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие впоследствии его здоровый и безопасный образ жизни. И именно педагоги ответственны за обучение детей и прививание им элементарных знаний о своём организме. 

Педагогу необходимо помнить, что в процессе формирования личности на ребёнка влияют многие факторы: природа, общение в семье и школе, средства массовой информации, образ жизни самого ребёнка, его планы, стремления.

Подростковый возраст – это время, когда ребёнок учится быть самостоятельным и ответственным, учится принимать решения и делать выбор. В этот период здоровый образ жизни следует преподносить в виде игры, в сравнительной форме, а не сухими формулировками.

Педагогам и родителям необходимо побуждать ребёнка к активному образу жизни, занятиям физической культурой, спортом, туризмом, гимнастикой, пешим прогулкам и т.д.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам:

 — Занятия физкультурой, прогулки. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается.

 — Рациональное питание. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании.

Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни).

  • — Соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
  • — Бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • — Медицинское воспитание (своевременное посещение врача, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист)).
  • — Формирование понятия «не вреди себе сам».

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции.

Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что хорошо, а чего они хотят избежать.

Именно поэтому важно чтобы принципы здорового образа жизни были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]