Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристики

Охрана здоровья граждан: как устроена система и ее характеристикиОхрана здоровья федеральный закон

Сначала о понятии здоровье, которое по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов). Обратите внимание на последние два определяющие, и станет понятным, что полная гармония в состоянии здоровья человека связана с немедицинскими понятиями: духовности и социального благополучия. А это значит, как уже отмечалось выше, что не все в достижении здоровья зависит от медицины и медиков.

Охрана здоровья индивидуума

Различают здоровье населения и здоровье индивидуума. Первое рассматривается как понятие статистическое и характеризуется такими демографическими показателями, как рождаемость, смертность, заболеваемость, уровень физического развития, средняя продолжительность жизни.

Эти показатели находятся в определенной зависимости от условий существования населения и его определенной группы. Здоровье же отдельного человека, кроме того, в большой степени связанно с многочисленными индивидуальными особенностями организма и многообразием внешних факторов, влияющих на его здоровье.

Доля людей, оценивающих свое здоровье, как хорошее в России составляет всего 22%, а, например, в таких северных странах, как Финляндии или Норвегии, соответственно 69% и 81%! Важно отметить прогнозированное состояние здоровья нашего будущего – молодого поколения. Из 31,6 млн детей в нашей стране только треть были здоровы на момент обследования.

По данным Министерства образования только 10% выпускников средней школы можно считать абсолютно здоровыми. Вот уж поистине, врач, который считает, что у вас все абсолютно в порядке со здоровьем, работает в военкомате.

Между тем, примечательно, что, несмотря на рост рыночных отношений, люди стали больше ценить здоровье, что видно из опроса общественного мнения, при котором 80% отметили главным своим пожеланием детям и внукам — хорошее здоровье, и только 41% — материальный достаток.

Охрана здоровья статистика

О неблагополучном состоянии здоровья народа в России свидетельствуют также и некоторые статистические показатели, часть из которых стоит привести.

Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59,8 лет и на 18 лет меньше, чем в лидирующих странах; женщин – 72,2 (для примера средняя продолжительность жизни женщин в Испании – более 90 лет). Беспокойство вызывает прогноз средней продолжительности жизни на ближайшее будущее.

В этом показателе мы отстали от развитых стран на 100 и более лет. Смертность у нас превышает рождаемость в 1,8 раза. По уровню смертности от инфекций, туберкулеза мы занимаем первое место в Европе. Особенно большое число людей умирает от сердечно-сосудистых заболеваний.

Только ишемическая болезнь сердца составляет 55% смертей мужчин и 40,7% женщин. В этом печальном показателе в конце прошлого столетия мы опередили Англию, Германию, Финляндию в 3,5 раза (Врачебная газета, №8, 2003).

Все это является основанием для некоторых социологов считать, что государство поражено страшной болезнью – депопуляцией, когда устойчивое превышение числа умерших над числом рождающихся в течение 10 лет приводит к естественной убыли населения. Подсчитано, что численность населения в России к 2011 году уменьшится на 10 млн человек.

Охрана здоровья понятия и определение

Что же следует понимать под охраной здоровья граждан? Это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Следует сразу обратить внимание, что охрана здоровья и медицинская помощь не одно и то же и недаром в статье 41 Конституции РФ обозначены отдельно. Если охрана здоровья широкое многогранное понятие, что видно из приведенного определения, то медицинская помощь представляет индивидуальный подход и оказывается системой здравоохранения, которая является небольшой частью системы охраны здоровья. Эти две системы дополняют друг друга, но имеют разные направления. Предполагается, что от здоровья населения мы придем к здоровью отдельного человека, а вернее было бы — обеспечив индивидуальный подход и, оздоровив отдельного человека, придти к здоровью всего населения.

  • Основными принципами охраны здоровья граждан являются:
  • 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В обеспечении охраны здоровья, помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в разной степени и в пределах своих компетенций принимают участие также такие государственные органы, как департамент Государственного санитарно-эпидемиологического надзора МЗ РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральные Фонды социального и обязательного медицинского страхования, а также в пределах своих ведомств органы управления медико-санитарных служб Министерств Обороны, Внутренних дел, Путей сообщения и других. Это государственный сектор.

Видео: Охрана здоровья

Федеральный закон

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Организация охраны здоровья и оказания медицинской помощи

В Конституции РФ система охраны здоровья, или здравоохранение в его широком, ВОЗ-овском, понимании, справедливо отделена от медицинской помощи (первая фраза ст. 41).

Система охраны здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, поддержание их долголетней активной жизни и предоставление им адекватной социально-медицинской помощи в случае утраты здоровья и трудоспособности.

К системе охраны здоровья относятся такие проблемы, как бедность и здоровье, питание и здоровье, питьевая вода и здоровье, труд и здоровье, окружающая среда и здоровье и т.п. За систему охраны здоровья должны нести ответственность первые лица государства (на федеральном уровне) и губернаторы (на уровне субъекта федерации).

Для этого должны быть разработаны не программы развития здравоохранения (как у нас принято), а программы улучшения здоровья населения страны в целом и отдельных ее регионов с непосредственной ответственностью губернаторов, а это принципиально разные вещи, серьезно отличающиеся друг от друга по целям, ресурсам, содержанию, ответственности и т.д.

В качестве оценочных показателей этих программ могут служить популяционные медико-демографические показатели здоровья.

Низовым уровнем системы охраны здоровья является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП, Primary Health Care), которая означает первичную заботу (!) о здоровье, а не, как у нас понимается, введение в структуру еще одного врача (врача общей практики или участкового врача), ведущего первичный прием пациентов. Ведь только врач ПМСП вместе с санэпидслужбой перед местными органами власти может ставить вопрос о неблагополучии здоровья граждан и в связи с этим требовать улучшения внешних факторов и условий. Он же должен проводить значительный объем профилактических мероприятий на контролируемом участке, об этом еще будет сказано ниже. Кроме того, на уровне ПМСП система охраны здоровья смыкается с организацией медицинской помощи компактно проживающему населению, и все это ложится на плечи врача общей практики.

В развитых странах основой организации медицинской помощи является именно ПМСП, от которой зависит эффективность, т.е. соотношение результатов и затрат, всех остальных медицинских организаций, служб и их уровней. На уровне ПМСП должны начинать и заканчивать свое лечение не менее 75% пациентов. У нас роль ПМСП явно недооценивается, и акцент делается на «тыловой» медицине.

Врач общей практики – дипломированный специалист, имеющий лицензию, который как клиницист оказывает индивидуальную, первичную и непрерывную помощь отдельным лицам, семьям и всему населению, независимо от пола, возраста и вида заболевания. Для этого он должен быть соответственно подготовлен, технически вооружен и иметь адекватный штат.

Групповая врачебная практика, как правило, имеет преимущества при сравнении с индивидуальной, а врачи общей практики по сравнению с участковыми терапевтами.

Клиническая медицина во всем мире и у нас в стране активно развивается: совершенствуются медицинские технологии и постепенно распространяются на всю сеть, обновляется медицинское оборудование, оно становится более доступным, выполняются уникальные, ранее не- возможные операции и т.д.

Многие недоумевают: если это так и государство тратит немалые средства на все это, почему население и пациенты по-прежнему недовольны? И проблема здесь не только в проведенной пресловутой «оптимизации», когда совершенно необдуманно и только исходя из рентабельности закрывали или укрупняли многие медицинские организации (они и ранее были нерентабельными, но тогда исходили не из их экономичности, а из целесообразности), к чему привел перевод медицинской по- мощи (или здравоохранения в узком смысле) из социальной сферы в экономическую с внедрением рыночной системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

В результате «оптимизации» были закрыты многие ФАПы, сельские участковые и районные больницы, роддома. Да, они были экономически неэффективны со своими 300 и менее родами в год, но куда девать беременных: не в поле же им рожать, перекусывая зубами пуповину, или ехать за сотни километров в уже созданные и планируемые перинатальные центры?

Кстати, кто-нибудь объяснил нашим властям, для чего они нужны и что такое перинатальный период? В Японии, например, перинатальные центры стали создавать, только когда решили видимые проблемы родовспоможения и устранимые причины материнской и младенческой смертности; только после этого они занялись более тонкими проблемами на уровне «мать–плод», для чего и понадобились перинатальные центры.

Читайте также:  Медицинское освидетельствование на состояние опьянения: направление и где проводится

В итоге проведенной «оптимизации» 25,8% жителей нашей страны, т.е. сельские жители и население в малых городах, остались без доступной и качественной медицинской помощи.

На долю сельских участковых больниц приходилось 47% всех случаев госпитализации по стране, а на ФАПы и сельские амбулатории – 53% всех посещений, т.е. ликвидировали наиболее массовые медицинские учреждения, и эту массовость уже не восстановить.

Из 4500 сельских участковых больниц на всю страну их осталось всего 400. В результате «оптимизации» нередко даже до фельдшера нужно добираться за 30–40 км, а это не каждый сможет.

Из-за значительных расстояний (страна огромная) и состояния местных дорог (136-е место из 144 стран) для села, малых городов и населенных пунктов медицинская помощь фактически недоступна. А все достижения медицины концентрируются в крупных городах и в медицинских центрах.

Сейчас по количеству больниц мы стремительно приближаемся к 1930-м гг. Как бы поступил рачительный хозяин, переезжая в новое жилье? Он бы взял из прошлого все самое ценное и полезное, а от негатива бы избавился.

Скажите, кому мешала хорошо организованная санитарная авиация, служба скорой помощи и помощи больным по экстренным медицинским показаниям с утвержденным списком неотложных состояний, система непрерывного медицинского образования, двух- и трехзвеньевая системы, кабинеты предварительного приема, гериатрические кабинеты в поликлиниках и т.п.

А куда исчезла пироговская система этапности медицинской помощи с маршрутизацией пациентов, которая легла в основу военно-медицинской доктрины, приводящей к наибольшему выходу в строй? Если раньше врач не только опрашивал, осматривал, аускультировал, пальпировал и перкутировал своих пациентов, разговаривал с ними, но и по походке в длинном кабинете мог составить гипотезу о заболевании (геморрой, артроз и т.п.), то сейчас врачу не до больного, поскольку исходя из его жалоб он должен правильно заполнить документацию на компьютере (иначе могут быть штрафы) или направить больного дальше на обследование и консультацию. Врача отучили думать. Стыдно сказать, но только сейчас и только в Москве врачей будут учить общению с пациентами. Не каждый может быть врачом. Если он, как пресловутый врач скорой помощи, в детстве мучил и вешал кошек, из него выйдет убийца, в лучшем случае патологоанатом. А сданные даже на отлично вступительные экзамены не гарантируют, что из абитуриента получится хороший врач. Он должен обладать определенным набором человеческих качеств, которые легко устанавливаются соответствующей системой тестирования. К тому же врача нужно иначе готовить на дои последипломном уровнях.

Кроме всего вышеперечисленного, проблемы здравоохранения связаны с системой ОМС, когда государственные деньги направляются государственным же медицинским организациям (а таких 96%) посредством частных коммерческих страховых медицинских организаций (СМО), главной целью которых, как это не маскируй, является не оказание помощи пациентам, а получение прибыли, в том числе путем наложения штрафных санкций на медицинские учреждения, придираясь к ошибкам в заполнении документов. Иначе говоря, проверяющие СМО экономически заинтересованы в некачественной работе медицинских организаций. Да и сама система ОМС себя изживает, даже в Германии, что следует из сайтов депутатов бундестага, поскольку прирост взносов значительно отстает от потребностей населения, особенно пожилых людей, число которых нарастает, а на мигрантов рассчитывать не приходится. Более того, все участники ОМС экономически заинтересованы в увеличении числа медицинских услуг, в том, чтобы лечить, но не вылечить, в росте числа больных людей, хотя интересы государства должны быть прямо противоположными. Кроме того, страны с медицинским страхованием демонстрируют гораздо меньшую эффективность (по соотношению затрат и управляемых показателей) здравоохранения, чем страны с государственно-бюджетной моделью (Британия, Испания, Италия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Австралия и др.).

Частные коммерческие клиники, хотя по Конституции РФ они входят в национальную систему здравоохранения, положение не спасают, так как в любой момент они могут трансформироваться, перепрофилироваться, закрыться и т.д. и потому не должны быть доминирующими, а лишь дополнительными, заместительными и конкурирующими по отношению к государственным клиникам.

Платными услугами в государственных и частных клиниках может частично воспользоваться только пятая часть населения страны, поскольку разрыв в доходах и возможностях между бедными и богатыми только нарастает.

Соплатежи граждан – тоже не выход, поскольку люди для получения нужной медицинской помощи и в нужное время платят налоги и недополучают часть заработной платы, и потому может нарастать их недовольство в связи с бессилием властей правильно планировать расходы бюджета с учетом приоритетов.

Исходя из вышеизложенного первое, что нужно сделать незамедлительно, – это отделить СМО от системы ОМС и поручить им развивать зачаточное добровольное медицинское страхование, а функцией страховщиков следует наделить территориальные фонды ОМС, сделав их филиалами Федерального фонда ОМС – единственного пока страховщика во всей стране.

Это позволит выкроить время для подготовки и проведения необходимых преобразований. Далее очень важно сместить все акценты (финансовые, кадровые, организационные, интеллектуальные) с «тыловой» медицины, с центров высоких технологий, в которых при правильной организации всей медицинской по- мощи будут нуждаться

7.1. Медицинская помощь в системе охраны здоровья граждан и ее виды

Каждый имеет право на жизнь. Это незыблемое право человека закреплено в нормах международного права, в Конституции России. С ним неразрывно связаны другие права человека и гражданина, в том числе право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 20, 41 Конституции РФ).

Медицинская помощь – лишь часть более широкого понятия – охраны здоровья. Раскрывают это широкое понятие Основы законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Соглас­но Основам, охрана здоровья – это совокупность всех мер, направ­ленных на сохранение и укрепление физического и психического здо­ровья человека, поддержание его долголетней и активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Система медицинской помощи, следовательно, – лишь часть общей системы охраны здоровья населения.

Конституция РФ, подтвердив право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, определила, что медицинская по­мощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции РФ).

  • К медицинской помощи, которая оказывается перечисленными учреждениями бесплатно, в соответствии с Основами законо­дательства Российской Федерации об охране здоровья граждан относятся сле­дующие ее виды:
  • · первичная медико-санитарная помощь;
  • · скорая медицинская помощь;
  • · специализированная медицинская помощь;
  • · помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляю­щими опасность для окружающих
  • Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным для каждого гражданина видом медицинской помощи. Та­кая помощь включает:
  • · лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;
  • · проведе­ние санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний;
  • · санитарно-гигиеническое образование;
  • · проведение мер по охране семьи, мате­ринства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с ока­занием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждения­ми муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидеми­ологической службы. В ее оказании могут участвовать учреждения го­сударственной и частной систем здравоохранения на основе догово­ров со страховыми медицинскими организациями.

Скорая медицинская помощь оказывается при состо­яниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несча­стных случаях, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).

Она осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреж­дениями независимо от территориальной, ведомственной подчинен­ности и формы собственности.

При этом при угрозе жизни граждани­на медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Специализированная медицинская помощь оказы­вается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий.

Ока­зывается такая помощь врачами-специалистами в лечебно-профилак­тических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид дея­тельности.

Оказывается помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение за такими гражданами в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях.

Самостоятельный вид медицинской помощи – это помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляю­щими опасность для окружающих.

Она также именуется медико-соци­альной, перечень соответствующих заболеваний определяется Прави­тельством РФ.

Для отдельных категорий граждан, страдающих такими заболеваниями, устанавливаются различные дополнительные льготы: сохраняется место работы при длительном заболевании, предоставля­ется дополнительная жилая площадь и т.д.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи граж­данам в государственных и муниципальных учреждениях обеспечива­ется в соответствии с программой обязательного медицинского стра­хования. Базовая программа разрабатывается Минздравом и утверж­дается Правительством.

Читайте также:  Льготы военнослужащих по контракту: социальные и жилищные права, льготы и пособия

На основе базовой программы в субъектах РФ утверждаются территориальные программы обязательного медицин­ского страхования.

При этом объем и условия оказания медицинской помощи, которые предусмотрены в территориальной программе, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Виды, объем, а при необходимости и стандарты специализирован­ной медицинской помощи и медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, разрабатываются Минздравом России. Финансируется бесплатная медицинская помощь для граждан за счет средств бюджетов различных уровней, медицинского страхова­ния, других источников, не запрещенных законодательством.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены дополнительные права в сфере охраны их здоровья, в частности оказание им бесплат­ной медицинской помощи.

Так, каждая женщина в период беремен­ности, во время и после родов обеспечивается бесплатной медицин­ской помощью в специализированных государственных и муниципаль­ных учреждениях системы здравоохранения (женских консультациях, родильных домах и т.д.).

Несовершеннолетние имеют, например, пра­во на диспансерное наблюдение и бесплатное лечение в детской и подростковой службах здравоохранения.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан Россий­ской Федерации бесплатной медицинской помощью разработана и утверждена Правительством РФ 11 сентября 1998 г. В эту Программу внесены изменения и дополнения, и она изложена в новой редакции 26 октября 1999 г.

В ней несколько иначе, чем в Основах, определены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.

Программа включает, кроме того, базовую программу обязатель­ного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, по­рядок формирования подушных нормативов финансирования здраво­охранения, обеспечивающих предоставление гражданам гарантирован­ных объемов медицинской помощи.

В соответствии с Программой и методическими рекомендациями Минздрава и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (они согласуются с Минфи­ном) органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают территориальные программы. Эти территориальные программы могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов РФ.

  1. В рамках указанной программы гражданам бесплатно предоставля­ются следующие три вида медицинской помощи:
  2. 1) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызван­ных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболе­ваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложне­ниями беременности и при родах;
  3. 2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюде­нию), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;
  4. 3) стационарная помощь:
  5. — при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосу­точного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологичес­ким показаниям;
  6. — при патологии беременности, родах и абортах;
  7. — при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реа­билитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
  8. При оказании двух видов помощи – скорой и стационарной – осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством РФ.
  9. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхо­вания предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организа­ционно-правовой формы при большинстве заболеваний (они пере­числены в Программе).
  10. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюд­жетных ассигнований, дифференцируется по уровню бюджетов.
  11. За счет федерального бюджета предоставляются все виды медицин­ской помощи, которые оказываются федеральными медицинскими учреждениями, в том числе дорогостоящие виды медицинской помо­щи (перечень таких видов утверждается Минздравом РФ).
  12. За счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов пре­доставляется:
  13. ü во-первых, скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

ü во-вторых, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, которая оказывается в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при определенных заболеваниях – туберку­лезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических рас­стройствах и расстройствах поведения, наркологических заболевани­ях и т.д. Их перечень также содержится в Программе.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляется, в частно­сти, льготное лекарственное обеспечение, а также финансирование некоторой медицинской помощи, которая оказывается фельдшерско-акушерскими пунктами, лепрозориями, домами ребенка и т.д.

Охрана здоровья граждан РФ

  • Предмет «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
  • 3 курс,6 семестр «Лечебное дело».
  • Тема: Охрана здоровья граждан РФ.
  • Место проведения: учебная аудитория
  • Тип урока: комбинированный
  • Цели:
  • 1.Учебная: дать представление об Охране здоровья граждан РФ

2.

Развивающая: развивать логическое мышление, творческие и коммуникативные способности.

3.Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к Охране здоровья граждан РФ.

  1. Межпредметные связи: экономика, история.
  2. Наглядность: презентация по новой теме.
  3. План урока:
  4. Организационный момент- 2 минуты
  5. Контроль исходного уровня знаний -20 минут
  6. Подведение итогов контроля-2 минуты
  7. Объяснение нового материала- 40 минут
  8. Закрепление нового материала- 24 минуты
  9. Задание на дом-2 минуты
  10. Ход урока
  11. 1.Организационный момент:
  12. Внешний вид (халаты и колпаки)
  13. Посещаемость, подготовка студентов и кабинета к занятию.
  14. Эмоциональный настрой студентов
  15. 2. Контроль исходного уровня знаний
  16. Опрос фронтальный и индивидуальный
  1. Что такое Охрана здоровья граждан

  2. Основные принципами охраны здоровья.

  3. Назовите системы здравоохранения.

  4. Подведение итогов контроля.

Выставление и комментирование оценок.

4.Объяснение нового материала.

Здоровье — является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов). Различают здоровье населения и здоровье индивидуума.

Первое рассматривается как понятие статистическое и характеризуется такими демографическими показателями, как рождаемость, смертность, заболеваемость, уровень физического развития, средняя продолжительность жизни.

О неблагополучном состоянии здоровья народа в России свидетельствуют некоторые статистические показатели, часть из которых стоит привести.

Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59,8 лет и на 18 лет меньше, чем в лидирующих странах; женщин – 72,2. Исходя и приведенных данных, проблема охраны здоровья населения России тревожна и требует пристального внимания государства, и различных его ведомств.

 Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья;2) приоритет профилактических мер;3) доступность медико-социальной помощи;4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.В субъектах Федерации обеспечением охраны здоровья, помимо администрации регионов, непосредственно занимаются местные органы управления здравоохранением, которые называются по разному: министерства, департаменты, комитеты, управления. 

В настоящее время различают 

три системы здравоохранения. Они обусловлены политическими и социально-экономическими факторами. В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан приведены:

государственная, муниципальная и частная системы. 1. Государственная система, включает органы управления здравоохранением Минздрава России и Минздрава республик в составе РФ, РАМН, санитарно-профилактические учреждения и организации, фармацевтические предприятия. Эти учреждения и организации являются юридическими лицами. 2.

 Муниципальная система здравоохранения находится в муниципальной собственности, включает муниципальные ЛПУ, НИИ, фармацевтические предприятия и аптеки, учреждения судебно-медицинской экспертизы.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение объема медицинской помощи, осуществление контроля за его качеством и за государственными муниципальными учреждениями, предприятиями, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.3.

 Частная система здравоохранения действует наряду с государственной системой, создавая возможность конкурирования в качестве оказания медицинской помощи. Из теневой деятельности она стала легальной и занимает в среднем около 40% услуг в некоторых отраслях медицинской деятельности и больше половины в стоматологии и венерологии.

Граждане, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью осуществляют свою деятельность в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.

А для создания порядка нужна четкая правовая нормативная база частной системы здравоохранения. Предусмотрено включение частной медицины в систему оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Это позволит пациенту с таким полисом обращаться за помощью к частнопрактикующему врачу или в частное лечебное учреждение.

Независимо от систем, здравоохранение имеет отраслевую структуру. Различают следующие отрасли: 1. лечебно-профилактическую (больницы, поликлиники, диспансеры и пр.); 2. охрану здоровья женщинам, матерям и детям; 3. санитарно-противоэпидемическую;4.аптеки и фармацевтические предприятия; 5.

Медицинские образовательные учреждения и НИИ; 6.Санаторно-курортные медицинские учреждения; 7.Судебно-медицинскую, патологоанатомическую и судебно-психиатрическую службы; 8.Фонды обязательного медицинского страхования.

Медицинские учреждения и отдельные лица должны быть аккредитованы и иметь сертификат для занятия соответствующей деятельностью.

Каждое медицинское учреждение должно пройти проверку на определение соответствия его деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг, то есть 

Читайте также:  Экспертиза качества медицинской помощи: кем и где проводится, содержание и границы

аккредитацию и лицензирование.

Аккредитацию проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и страховых медицинских организаций на республиканских (для республик в составе Российской Федерации), территориальных (краевой, областной или автономных образований) и городских (Москва и Санкт-Петербург) уровнях. Финансирование аккредитационных комиссий осуществляется за счет оплаты процедур аккредитации, рассмотрения споров или из иных источников, не запрещенных законами РФ.В названных выше документах изложены права и обязанности аккредитуемых учреждений и лиц. Аккредитуемые учреждения и лица имеют право: получать информацию о порядке и сроках проведения аккредитации, в том числе с участием независимых экспертов, изменять ее сроки. Проходить аккредитацию повторно; при несогласии с решением комиссии — опротестовать его через суд.

Учреждения и лица 

обязаны: подавать заявку на аккредитацию; нести ответственность за представляемую информацию в документах; обеспечить условия проведения экспертизы и представительство на заседании аккредитационной комиссии; оплачивать аккредитацию и представлять квитанцию об оплате; обеспечить условия проведения экспертизы;для аккредитации медицинским учреждением или медицинским работником представляется ряд документов, перечень которых изложен в «Положении о лицензировании медицинской деятельности».Лицензирование медицинских учреждений является одним из условий законного функционирования медицинского учреждения, организации или предприятия независимо от системы здравоохранения.В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (2001) лицензирование медицинской деятельности осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. В состав лицензионной комиссии органа государственного управления субъекта РФ входят его представители или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских фармацевтических ассоциаций.Комиссия определяет срок действия лицензии, но не более чем на 5 лет для государственных учреждений и не более чем на 3 года для учреждений с негосударственными формами собственности. Лицензирование предусматривает изучение представленных учреждением документов, проведение экспертизы на местах и выдачу лицензии на право оказания медицинской помощи в заявленном объеме, с ограничениями либо обоснованный отказ в выдаче лицензии.

1. Понятие и принципы охраны здоровья

Старший преподаватель
А. И. Костяков

Тема лекции:

Законодательство
РФ об охране здоровья граждан

Основополагающими нормативными актами,
регулирующими медицинскую деятельность
в РФ, являются: Конституция РФ,
федеральный закон «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан»
от 22 июля 1993 г. N 5487-1, федеральный
закон«О предупреждении распространения
туберкулеза в Российской Федерации»
от 18 июня 2001 г.

N 77-ФЗ, федеральный закон
«О предупреждении распространения в
Российской Федерации заболевания,
вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции)»
от 30 марта
1995 г. N 38-ФЗ, федеральный закон«О
трансплантации органов и (или) тканей
человека »
от 22 декабря 1992 г.

N 4180-I,
федеральныйзакон «О
психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при ее оказании»
от
2 июля 1992 г. N 3185-I и другие.

Охрана здоровья граждан— это
совокупность мер политического,
экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического и
противоэпидемического характера,
направленных на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья
каждого человека, поддержание его
долголетней активной жизни, предоставление
ему медицинской помощи в случае утраты
здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья
каждого человека в соответствии с
Конституцией Российской Федерации
(ст. 41 «Каждый имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская
помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений».) Граждане
Российской Федерации обладают неотъемлемым
правом на охрану здоровья.

Это право
обеспечивается охраной окружающей
природной среды, созданием благоприятных
условий труда, быта, отдыха, воспитания
и обучения граждан, производством и
реализацией доброкачественных продуктов
питания, а также предоставлением
населению доступной медико-социальной
помощи.

Государство обеспечивает
гражданам охрану здоровья независимо
от пола, расы, национальности, языка,
социального происхождения, должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также
других обстоятельств.

Государство
гарантирует гражданам защиту от любых
форм дискриминации, обусловленной
наличием у них каких-либо заболеваний.
Лица, виновные в нарушении этого
положения, несут установленную законом
ответственность.

  • Основными принципамиохраны здоровья
    граждан являются:
  • 1) соблюдение прав человека и гражданина
    в области охраны здоровья и обеспечение
    связанных с этими правами государственных
    гарантий;
  • 2) приоритет профилактических мер в
    области охраны здоровья граждан;
  • 3) доступность медико-социальной помощи;
  • 4) социальная защищенность граждан в
    случае утраты здоровья;
  • 5)
    ответственность органов государственной
    власти и органов местного самоуправления,
    предприятий, учреждений и организаций
    независимо от формы собственности,
    должностных лиц за обеспечение прав
    граждан в области охраны здоровья.

2. Системы здравоохранения в Российской Федерации

В Российской Федерации предусмотрено
три системы здравоохранения:

К
государственной
системе здравоохранения относятся
федеральные органы исполнительной
власти в области здравоохранения, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области
здравоохранения, Российская академия
медицинских наук, которые в пределах
своей компетенции планируют и осуществляют
меры по охране здоровья граждан.

К
государственной системе здравоохранения
также относятся находящиеся в
государственной собственности и
подчиненные органам управления
государственной системы здравоохранения
лечебно-профилактические и
научно-исследовательские учреждения,
образовательные учреждения, фармацевтические
предприятия и организации, аптечные
учреждения, санитарно-профилактические
учреждения, территориальные органы,
созданные в установленном порядке для
осуществления санитарно-эпидемиологического
надзора, учреждения судебно-медицинской
экспертизы, службы материально-технического
обеспечения, предприятия по производству
медицинских препаратов и медицинской
техники и иные предприятия, учреждения
и организации. В государственную систему
здравоохранения входят медицинские
организации, в том числе лечебно-профилактические
учреждения; фармацевтические предприятия
и организации; аптечные учреждения,
создаваемые федеральными органами
исполнительной власти в области
здравоохранения, другими федеральными
органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.

К
муниципальной
системе
здравоохранения могут относиться
муниципальные органы управления
здравоохранением, а также находящиеся
в муниципальной собственности медицинские,
фармацевтические и аптечные организации,
которые являются юридическими лицами.
Муниципальные органы управления
здравоохранением несут ответственность
в пределах своей компетенции.

Финансовое
обеспечение деятельности организаций
муниципальной системы здравоохранения
является расходным обязательством
муниципального образования.

Оказание
медицинской помощи в организациях
муниципальной системы здравоохранения
может также финансироваться за счет
средств обязательного медицинского
страхования и других источников в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

К
частной
системе здравоохранения относятся
лечебно-профилактические и аптечные
учреждения, имущество которых находится
в частной собственности, а также лица,
занимающиеся частной медицинской
практикой и частной фармацевтической
деятельностью. В частную систему
здравоохранения входят медицинские и
другие организации, создаваемые и
финансируемые юридическими и физическими
лицами.

Право
на занятие медицинской и фармацевтической
деятельностью в Российской Федерации
имеют лица, получившие высшее или среднее
медицинское и фармацевтическое
образование в Российской Федерации,
имеющие диплом и специальное звание, а
также сертификат специалиста и лицензию
на осуществление медицинской или
фармацевтической деятельности. Сертификат
специалиста выдается на основании
послевузовского профессионального
образования (аспирантура, ординатура),
или дополнительного образования
(повышение квалификации, специализация),
или проверочного испытания, проводимого
комиссиями профессиональных медицинских
и фармацевтических ассоциаций, по теории
и практике избранной специальности,
вопросам законодательства в области
охраны здоровья граждан. Врачи в период
их обучения в учреждениях государственной
или муниципальной системы здравоохранения
имеют право на работу в этих учреждениях
под контролем медицинского персонала,
несущего ответственность за их
профессиональную подготовку. Студенты
высших и средних медицинских учебных
заведений допускаются к участию в
оказании медицинской помощи гражданам
в соответствии с программами обучения
под контролем медицинского персонала,
несущего ответственность за их
профессиональную подготовку, в порядке,
устанавливаемом федеральным органом
исполнительной власти в области
здравоохранения.

Лица, не имеющие законченного высшего
медицинского или фармацевтического
образования, могут быть допущены к
занятию медицинской или фармацевтической
деятельностью в должностях работников
со средним медицинским образованием в
порядке, устанавливаемом федеральным
органом исполнительной власти в области
здравоохранения.

Врачи или провизоры,
не работавшие по своей специальности
более пяти лет, могут быть допущены к
практической медицинской или
фармацевтической деятельности после
прохождения переподготовки в
соответствующих учебных заведениях
или на основании проверочного испытания,
проводимого комиссиями профессиональных
медицинских и фармацевтических
ассоциаций.

Работники со средним
медицинским или фармацевтическим
образованием, не работавшие по своей
специальности более пяти лет, могут
быть допущены к практической медицинской
или фармацевтической деятельности
после подтверждения своей квалификации
в соответствующем учреждении
государственной или муниципальной
системы здравоохранения либо на основании
проверочного испытания, проводимого
комиссиями профессиональных медицинских
и фармацевтических ассоциаций. Лица,
получившие медицинскую и фармацевтическую
подготовку в иностранных государствах,
допускаются к медицинской или
фармацевтической деятельности после
экзамена в соответствующих учебных
заведениях Российской Федерации в
порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, а также после
получения лицензии на осуществление
медицинской или фармацевтической
деятельности, если иное не предусмотрено
международными договорами Российской
Федерации.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *