Социальная защита инвалидов в РФ в 2021 году: направления

Социальная защита инвалидов в РФ в 2021 году: направления

В нашем новом материале расскажем о видах льгот, которыми могут воспользоваться проживающие на территории РФ инвалиды всех групп в текущем 2021 году.

Страховая пенсия по инвалидности

Данный вид пенсии начисляют людям с инвалидностью, которым дали 1, 2 или 3 группу. При этом играет роль страховой стаж независимо от его продолжительности. К слову, причины, приведшие к инвалидности, а также период её наступления не важны. То же самое относится к факту трудоустроенности инвалида.

В 2021 году (с 1 января) ежемесячная страховая пенсия, начисляемая инвалидам 1 группы, равна 12 088,96 рублей (без иждивенцев). Пенсия меняется в сторону увеличения при наличии одного иждивенца 14 103,73 рубля, двух 16 118,63 рублей или трёх 18 133,46 рубля.

Инвалидам 2 группы положено 6 044,48 рубля. Здесь тоже влияет число лиц, находящихся на иждивении. Если речь идёт об одном человеке, выплата достигнет 8 059,31 рублей. Когда есть несколько иждивенцев, начисляют 10 074,14 рубля. При увеличении ещё на одного человека страховая пенсия достигает 12 088,97 рублей.

Для тех, у кого есть 3 группа, предусмотрено 3 022,24 рубля в месяц. Присутствие иждивенца увеличивает эту сумму до 5 037,07 рублей. Чем больше иждивенцев, тем выше пенсия 7 051,91 рубль и 9 066,74 рублей — последняя величина выдаётся за двоих и троих иждивенцев).

Социальная пенсия по инвалидности

Назначают такую пенсию гражданам РФ, которые считаются нетрудоспособными.

Социальная защита инвалидов в РФ в 2021 году: направления

Дополнительные сведения по выплатам инвалидам

У инвалидов есть возможность пользоваться набором социальных успуг (речь идёт о социальном пакете или НСУ). Но также данные услуги предлагаются в виде денежной компенсации, которая с 1 февраля 2021 года также претерпит изменения в сторону прироста.

В частности, дают:

  • на лекарства 933,25 рубля;
  • на путёвку в санаторий 144,37 рубля;
  • на проезд до санатория (электричкой, автобусом, поездом, самолётом) 134,04 рубля.

В цепом НСУ в этом году равен 1211,66 рублей.

Помимо прочего сотрудники собеса при необходимости могут предоставить следующие услуги:

  • уход за человеком с ОВЗ и организацию питания;
  • помощь в получении правовой, медицинской, социально-психологической и иных видов помощи (например, натуральных, касающихся трудоустройства, похорон и тд).

Бесплатно получить ту или иную поддержку вправе:

  • инвалиды, родственники которых в силу объективных причин не в состоянии осуществлять за ними уход и тд (при этом пенсия получателя успуг со всеми надбавками должна быть меньше прожиточного минимума);
  • лица с ОВЗ, проживающие в семье с суммарным доходом ниже минималки, установленной в регионе.

Частичная (неполная) оплата успуг предусмотрена, если инвалид имеет:

  • пенсию (плюс надбавки), составляющей 100-150% от действующего в пределах региона прожиточного минимума;
  • родственников, не способных заботиться о нуждающемся, причём величина пенсий этих граждан с надбавками также равна 100-150% от регионального минимума;
  • семью со среднедушевым доходом, не превышающем 100-150% минималки, начисляемой для проживания в конкретном регионе.

Льготы инвалидам в сфере образования и санаторно-курортного лечения

Обладатели 1 и 2 групп инвалидности могут поступить в любое МОУ, ВПО и СПО вне конкурса. При этом у любого инвалида есть право на стипендию.

Отправляясь в санаторий вместе с инвалидом 1 группы, сопровождающий (при одобрении собеса) обеспечивается путёвкой (бесплатно). Также ему предоставляется проезд на условиях, действующих для человека с ОВЗ. Примечательно, что в целом неработающие люди с инвалидностью не платят за проезд и отдых в санатории, а работающие получают 50%-ю скидку.

Льготы на лекарства

Не занятые на работе инвалиды 2 группы и лица с ОВЗ (1 группа) получают лекарственные препараты по рецепту на безвозмездной основе (есть утверждённый перечень). Имея 2 группу и работу, либо 3 группу (при отсутствии деятельности) можно претендовать на вычет половины стоимости определённого средства, прописанного врачом.

Транспортные льготы инвалидам

Городской пассажирский транспорт на льготных условиях осуществляет перевозку детей-инвалидов и тех, ко за ними ухаживает. Инвалиды тоже входят в эту группу. Те и другие могут приобрести проездной билет по специальной льготной цене, которая устанавливается органами власти в каждом регионе.

Социальные льготы для инвалидов — ЕДВ

Напомним, что в 2005 году соц. льготы заменены ЕДВ. то есть ежемесячными денежными выплатами, предусмотренными как для детей-инвалидов, инвалидов, так и для ветеранов. Здесь же обозначены бывшие пленники фашистских лагерей и те, кто пострадал от радиации.

Что касается конкретных цифр, ЕДВ с 1 февраля 2021 года составит:

  • 4087,36 рублей (1 группа инвалидности);
  • 2919,02 рублей (дети-инвалиды и 2 группа);
  • 2336,70 рублей (при 3 группе);

Привилегии инвалидов в гражданском и семейном праве

Эксперты подчёркивают, что людей с ОВЗ нельзя дискриминировать по зарплате и другим значимым моментам. Инвалиды 2 и 1 группы должны работать не больше 35 часов в неделю (если они не согласны на иные условия). При этом оплата труда сохраняется в полном объёме.

Плюс, каждый год инвалид имеет право отдыхать 30 дней (не меньше, если считать, что рабочая неделя равна шести дням). Трудиться сверх оговоренного времени, ночью или в выходные сотрудник может по своему согласию и договорённости с работодателем, если на то нет прямого запрета в медицинских рекомендациях (здесь стоит ориентироваться на ИПР).

Льготы по жилищному законодательству

Семьи, в которых на воспитании находятся дети-инвалиды, а также взрослые лица с ОВЗ получают скидку не менее 50% на плату за квартиру, если речь идёт о доме, принадлежащем общественному или муниципальному жилому фонду. Коммунальные услуги оплачиваются с такой же скидкой (тут жилищный фонд не важен).

Ко всему прочему инвалиды и семьи с нездоровыми детьми обладают правом получения участка земли в первую очередь. Территория предназначена для постройки индивидуального жилья, садоводства, ведения дачного и подсобного хозяйства. Отметим, что участок согласно Указу Президента должен представлять собой место, подходящее для жизни инвалида.

Плюс, важно принять во внимание некоторые требования, касающиеся купли-продажи жилых помещений и оплаты услуг.

Например, инвалид может всю жизнь проживать в отчуждённом доме (помещении) либо претендовать на другое пространство, соответствующее требованиям жилищного законодательства.

Ко всему прочему за инвалидом закреплено право на получение требуемой помощи, питания и материальной составляющей.

Налоговые льготы

Страховые взносы

ИП и ЮЛ с ИП (речь об организациях) имеют возможность в первом случае платить за инвалида 20,2% (по 2012 г.), а во втором — 27,1% (с 2013). Эти взносы обязательны, но не в каждом Пенсионном Фонде согласны с такими значениями.

Взносы на травматизм

Меры социальной поддержки у инвалидов в 2021 году

Социальная защита инвалидов в РФ в 2021 году: направления сайт Государственной Думы РФ

  • 6 февраля 2021 года председателем Правительства РФ было подписано постановление, в котором говорится о том ,что люди с инвалидностью смогут получать ряд мер социальной поддержки, а так же средства реабилитации как по месту постоянной регистрации, так и по месту пребывания либо фактического проживания.
  •  Рассмотрим какую поддержку оказывают инвалидам в 2021 году.
  • Страховая пенсия.

Людям с ограниченными возможностями по здоровью ,которым присвоена 1,2 или 3 группы назначается страховая пенсия по инвалидности. Условия назначения страховой пенсии: наличие страхового стажа независимо от его продолжительности, причин инвалидности, а так же времени наступления инвалидности. При назначении данной пенсии так же не учитывается, работает ли инвалид на данный момент или нет.

  1. Для назначения и дальнейшего получения страховой пенсии необходимо обратиться в территориальный Пенсионный Фонд России по месту регистрации, временной регистрации или в МФЦ.
  2. Набор соцуслуг для инвалидов.
  3. В 2021 году инвалидам полагается определенный пакет соцуслуг, в который входят:
  4. -специальные продукты для питания детей-инвалидов, лекарственные препараты и медицинские изделия по рецептам.
  5. -для профилактики основных заболеваний предусмотрены путевки на санаторно-курортное лечение.
  6. -инвалидам обеспечивается бесплатный проезд на пригородном пассажирском автобусе до места лечения и обратно.
  7. Также 12 февраля, было подписано постановление Правительства РФ по которому детям-инвалидам проживающим в Дальневосточном федеральном округе , Фонд социального страхования(ФСС) обязуется предоставить авиабилеты до места лечения и в обратном направлении, независимо от наличия возможности добраться до места лечения на железнодорожном транспорте(как это было ранее).
  8. А так же ФСС должен предоставить льготный авиабилет в оба направления взрослому, сопровождающему ребенка-инвалида.
  9. Гражданин имеющий инвалидность имеет право отказаться от соцуслуг и заменить его денежным эквивалентом ,подав заявление в территориальный орган ПФР.
  10. ЖКУ и налоговый вычет.
  11. -Инвалидам, а так же семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация по оплате ЖКУ в размере 50%.

-инвалиды которым присвоена 1 и 2 группы имеют право на стандартный вычет по НДФЛ ,а это значит на вычет в размере 500 рублей ежемесячно. Для получения денежных средств необходимо написать заявление в налоговую инспекцию либо работодателю, а так же нужно предоставить подтверждающие документы.

Бесплатная парковка.

Водители авто, перевозящих инвалидов, а так же сами люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право:

-на бесплатную парковку в любом городе. Важно помнить, что с 1 июля 2020 года необходимости в получении разрешения на бесплатную парковку нет, но необходимо заблаговременно написать заявление в МФЦ что бы получить это право, зарегистрировав автомобиль.

Для упрощения обращений инвалидов , для предоставлений соцподдержки и госуслуг, теперь не нужно каждый раз подтверждать свой статус бумажной справкой.

Средства технической реабилитации.

Инвалид, оформив временную регистрацию по месту проживания, сможет бесплатно получить: собаку-проводника, протез, слуховой аппарат, а так же инвалидную коляску. Данную услугу гражданин может получить через МФЦ или на официальном сайте ФСС.

  • Культурная жизнь.
  • В марте Госдума приняла еще один закон, по которому: отказ инвалиду на коляске посетить ресторан или концерт карается штрафом.
  • Штраф для должностных лиц составит от 30 до 50 тысяч рублей, а для юридических от 300 до 500 тысяч рублей.
  • Закон подразумевает административную ответственность за отказ инвалиду в доступе к товарам, работам и услугам из-за ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, а так же возраста
  • Ответственность не назначается на предусмотренные законодательно зафиксированные случая в целях соблюдения безопасности.
Читайте также:  Как рассчитать субсидию на оплату ЖКХ в 2021 году: формула и пример расчета

Меры социальной поддержки и льготы инвалидам в 2021 году

Социальная поддержка в регионахЛьготные категории гражданМеры социальной поддержки

Меры социальной поддержки и льготы инвалидам установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в дальнейшем по тексту – Закон N 181-ФЗ).

  • Согласно статьи 2 Закона N 181-ФЗ социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения:
  • Согласно статьи 27 Закона N 181-ФЗ материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям: пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты и компенсации в случаях, установленных законодательством РФ.
  • На региональном уровне социальная поддержка инвалидов включает ряд мер, в значительной мере ориентированных на социальную защиту инвалидов, обеспечивающих условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества:
  • cоциально-реабилитационные услуги;
  • предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий;
  • воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных учреждениях компенсирующей и оздоровительной направленности;
  • меры социальной поддержки инвалидов в сфере отдыха и оздоровления, в том числе детей-инвалидов и лиц их сопровождающих в случае нуждаемости по медицинским показаниям в постоянном уходе и помощи;
  • меры социальной поддержки инвалидов в сфере образования;
  • меры социальной поддержки инвалидов в сфере занятости;
  • транспортные льготы;
  • юридическую помощь и ряд других мер.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.

Подробнее с региональными мерами социальной поддержки и льготами инвалидам можно познакомиться в разделе «Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах» в своем регионе проживания.

  • Льгота на бесплатное обучение в вузах для сирот стала бессрочнойЛьгота на бесплатное обучение в вузах для сирот стала бессрочной. Такое правило введено законом, который опубликовала «Российская газета».
  • ЕДВ, ДЕМО, ДМО: кому положены, куда обратитьсяПенсионный фонд России и его территориальные органы в соответствии с действующим законодательством осуществляют социальные выплаты, к которым, в частности, относятся ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и входящий в ее состав набор социальных услуг (НСУ), дополнительное ежемесячное материальное обеспечение…
  • Эксперты назвали причины медленного развития социального бизнеса в РоссииЗакон о социальном предпринимательстве в России был принят в июле 2019 года, за это время в специализированный реестр попали почти 3 тыс. компаний. Опрошенные ТАСС представители деловых объединений, эксперты и предприниматели считают, что такой тип предпринимательства, наряду с корпоративной социальной…

все новости по соцподдержке

Сегодня в продаже:

  • Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2021. Данное учебное пособие является комплексным исследованием учений о договорах в сфере семейного права, трудового права и права социального обеспечения. Эти договоры имеют общую с гражданско-правовыми договорами цивилистическую основу, но в то же время обладают существенными отличиями. Отличия обусловлены единством частных и публичных начал в правовом регулировании семейных, трудовых и социально-обеспечительных отношений. Изложение учений об отраслевых…
  • Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2021. Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные…

Итоги года: социальная защита инвалидов

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 декабря 2019 года в Российской Федерации насчитывается 11,88 млн инвалидов, в том числе 684,3 тыс. детей-инвалидов.

За семь лет, истекших после ратификации в 2012 году Конвенции о правах инвалидов, в Российской Федерации осуществлен ряд изменений в государственной политике по отношению к людям с ограничениями жизнедеятельности. Изменения, прежде всего, направлены на поэтапное формирование правозащитного подхода к вопросам инвалидности.

  • Принят Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым определены правовые механизмы привлечения виновных к административной ответственности за правонарушения, связанные с необеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
  • В 2019 году завершено формирование системы государственного контроля (надзора) за соблюдением прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам и услугам.
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» реализуется с 2011 года.

За восемь лет количество доступных наиболее важных и часто посещаемых (приоритетных) объектов, отобранных с участием самих инвалидов, возросло с 5 тыс. до более чем 24 тыс. (с 14,4 % до 64,1 % от общего количества – свыше 38 тыс.).

В 2019 году в рамках госпрограммы субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на мероприятия по:

  • созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (субсидия по линии Минпросвещения России, ранее – Минобрнауки России, с 2011 года по 2020 год включительно);
  • поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту, закупаются оборудование, инвентарь и экипировка, компьютерная и оргтехника, транспортные средства для оснащения указанных учреждений (субсидия по линии Минспорта России, с 2011 года по 2020 год включительно).

Ежегодно в рамках госпрограммы проводятся репрезентативные социологические исследования, в результате которых зафиксирована положительная динамика.

Так, доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности выросла с 31,9 % в 2011 году до 65,2 % к концу 2019 года.

Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов увеличилась с 32,2 % в 2011 году до 67,4 % к концу 2019 года.

Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан выросла с 35,5 % в 2014 году до 66,2 % к концу 2019 года.

В рамках госпрограммы предоставляется финансовая поддержка регионам на реализацию мероприятий региональных программ развития системы реабилитации и абилитации. На выделенные средства регионами осуществлено оснащение реабилитационных организаций компьютерной техникой и программным обеспечением для проведения обучения специалистов в сфере реабилитации.

  1. С 1 января 2020 года в лицензионные требования включена обязанность обеспечивать доступность продукции средств массовой информации в объеме не менее пяти процентов объема вещания в неделю любым способом адаптации, в том числе путем применения телеканалами различных способов субтитрирования, скрытого субтитрирования, перевода на русский жестовый язык, способом «бегущей строки».
  2. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина в тесном взаимодействии с общественными и экспертными организациями осуществляется разработка проекта госпрограммы до 2025 года.
  3. Реализация мероприятий по созданию установленных законодательством условий доступности для инвалидов должна осуществляться регионами в пределах их полномочий за счет собственных средств, в том числе мероприятий «дорожных карт», принятых в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».
  4. Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года начала функционировать федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов». Ее создание осуществлялось поэтапно в соответствии с решениями Правительства России.

  • Для ее формирования был определен широкий круг участников информационного взаимодействия: федеральные министерства, внебюджетные фонды, регионы, учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и иные организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги инвалидам (участвующие в предоставлении таких услуг).
  • Для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА).
  • Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.
  • Предусматривается и возможность подачи инвалидом заявлений на досудебное обжалование действий (бездействий) должностных лиц при оказании государственных услуг.

Кроме того, размещена информация по основным жизненным ситуациям, с которыми инвалид сталкивается: оформление инвалидности, пенсионное обеспечение, социальные выплаты, материнский (семейный) капитал, трудоустройство, получение образования. В доступной форме описан алгоритм решения конкретной жизненной ситуации.

Важным решением стала отмена обязанности инвалидов предоставлять справки об инвалидности и индивидуальные программы реабилитации при получении государственных и муниципальных услуг. Теперь эти документы специалист, который предоставляет услуги, обязан получить из Реестра инвалидов. Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года (Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 184-ФЗ).

Читайте также:  Какие льготы положены женам военнослужащих срочной службы или по контракту

С начала 2019 года назначение пенсий и ежемесячных денежных выплат инвалидам осуществляется на основе реестра. Использование Реестра позволяет в более короткий срок произвести назначение пенсий и выплат.

  1. Федеральным законом от 6 февраля 2019 года № 7-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка представления сведений и размещение указанных сведений в Федеральном реестре инвалидов.
  2. Технические средства реабилитации и услуги
  3. Важной составляющей работы по оказанию помощи инвалидам является своевременное обеспечение их качественными техническими средствами реабилитации (ТСР).
  4. По сравнению с прошлыми периодами финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов ТСР стало стабильным и существенно увеличено.

В 2019 году на финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов ТСР предусмотрено свыше 31 млрд рублей. В 2020-2022 годах финансирование значительно увеличено – до 35,5 млрд рублей ежегодно. Это позволит улучшить качество предоставляемых изделий и своевременность оказания протезно-ортопедической помощи.

В 2019 году с 30 до 7 дней сокращен срок обеспечения ТСР инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минтруд России подготовил законопроект, предусматривающий возможность предоставления электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации.

Основная цель законопроекта – минимизировать недостатки действующих механизмов обеспечения. Электронный сертификат позволит инвалидам самостоятельно выбирать, модель, функционал и марку изделия.

Медико-социальная экспертиза

За последние годы процедура медико-социальной экспертизы была существенно усовершенствована. Так, с 2018 года по поручению Президента Российской Федерации обмен документацией между медицинскими организациями и учреждениями медико-социальной экспертизы при направлении граждан на освидетельствование осуществляется без участия инвалидов. Поэтапно осуществляется переход на электронный обмен.

Постановлением Правительства России от 28 марта 2018 года № 339 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» утвержден перечень заболеваний, при которых инвалидность устанавливается при первом обращении бессрочно, а детям – до 18 лет. Это позволяет исключить многократные ежегодные освидетельствования граждан при заведомо неблагоприятном течении заболевания.

Конкретизирован вопрос заочного установления инвалидности. Теперь, когда состояние здоровья очевидно тяжелое, либо личное присутствие для инвалида невозможно в силу территориальной удаленности, решение принимается заочно (без личной явки) – на основании документов.

Постановлением Правительства России от 16 мая 2019 года № 607 в отношении установления инвалидности существенно изменены и упрощены Правила признания лица инвалидом.

Исключена обязанность подавать заявление на освидетельствование. Достаточно дать согласие на это в организации здравоохранения, где гражданин получает лечение, и которая направляет его на медико-социальную экспертизу.

Совместным приказом Минтруда России и Минздрава России от 31 января 2019 года № 52н/35н утвержден перечень обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы. Это избавляет граждан от необходимости проходить дополнительные или уточняющие исследования.

Постановлением Правительства России от 27 июня 2019 года № 823 в Правила признания лица инвалидом внесены изменения, предусматривающие установление категории «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет при освидетельствовании детей с инсулинозависимым сахарным диабетом.

С учетом результатов пилотного проекта и совместной работы с главными внештатными специалистами и главными внештатными детскими специалистами Минздрава России приказом Минтруда России от 27 августа 2019 года № 585н утверждены новые классификации и критерии, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, предусматривающие одновременно количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма граждан в возрасте 18 лет и старше и количественную систему оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма детей в возрасте до 18 лет. Вступление в действие приказа предусмотрено с 1 января 2020 года.

С целью урегулирования вопросов, связанных с повышением доступности услуги по первичному протезированию для инвалидов, постановлением Правительства России от 4 июня 2019 года № 715 в Правила признания лица инвалидом введена норма, предусматривающая раннее, в течение трех рабочих дней, направление на медико-социальную экспертизу гражданина, находящегося в стационаре медицинской организации после перенесенной операции по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), нуждающегося в первичном протезировании, и проведение ему МСЭ в течение трех рабочих дней с даты поступления данного направления. Это позволяет в короткий срок рассмотреть вопрос об установлении инвалидности такому гражданину, сформировать ИПРА и организовать процедуру обеспечения его необходимыми ТСР, включая протезирование.

Учреждения МСЭ оснащены автотранспортной техникой. Завершена работа по оснащению учреждений МСЭ средствами  аудио-  и видеофиксации. В последующем будет продолжена точечная работа по дооснащению структурных подразделений учреждений МСЭ и замене вышедшего из строя оборудования.

С 2017 года ведется работа по оснащению учреждений МСЭ системой управления электронной очередью. По итогам 2019 года ею будет оснащено 70 % учреждений.

74 % учреждений МСЭ в 2018-2019 годах оснащены оборудованием для объективизации степени выраженности нарушенных функций лиц в возрасте до 18 лет.

Выплаты по уходу за детьми-инвалидами

Согласно Посланию Президента России с 1 июля 2019 года размер ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы увеличен с 5,5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей. Право на данную выплату имеют неработающие родители, усыновители, опекуны, попечители. Среднегодовая численность получателей такого пособия – около 470 тыс. человек.

  • Участие общественных организаций инвалидов в мониторинге соблюдения прав инвалидов
  • Конвенция ООН о правах инвалидов предусматривает обязанность государств вовлекать в процесс наблюдения за соблюдением прав инвалидов представляющих их интересы общественные организации.
  • В связи с этим Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривается обязательность привлечения общественных организаций инвалидов к участию в подготовке решений, затрагивающих интересы инвалидов.
  • За последние годы в несколько раз выросли объемы государственной поддержки общественных организаций инвалидов, в том числе их деятельности, направленной на защиту интересов инвалидов и мониторинг соблюдения их прав органами государственной власти.

Вместе с тем, по оценке Комитета ООН по правам инвалидов, участие общественных организаций инвалидов в мониторинге соблюдения Конвенции и качество их взаимодействия в этих целях с государством нуждаются в улучшении. Такой вывод сделан при рассмотрении первоначального доклада Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции.

  1. С целью реализации данного замечания Минтруд России издал приказ от 22 ноября 2019 года № 729 «Об организации участия общероссийских общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положений Конвенции о правах инвалидов на период 2019-2020 годов», предусматривающий меры по активизации участия общественных организаций инвалидов в мониторинге реализации положения Конвенции.
  2. Приказом Минтруда России № 729 от 22 ноября 2019 года создана рабочая группа по организации этой работы, а также утвержден План мероприятий на период 2019-2020 годы в целях оказания содействия общественным организациям инвалидов в осуществлении ими мониторинга соблюдения прав инвалидов.
  3. Создания современной доступной и качественной системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (сопровождаемое проживание)
  4. Цель реабилитационного процесса – обеспечить максимально самостоятельный и независимый образ жизни инвалида.
  5. Работа в этом направлении ведется в рамках госпрограммы «Доступная среда» с 2016 года.
  6. За этот период сформированы единые подходы и методические документы, которые позволяют организовать реабилитационный процесс в регионах по общим правилам.
  7. Принятые приказы Минтруда России содержат в том числе:
  • примерный порядок и модель организации межведомственного взаимодействия реабилитационных организаций;
  • методику оценки региональной системы;
  • примерные положения о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов;
  • примерный перечень оборудования, необходимого для предоставления услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей инвалидов.

С 2017 года оказывается поддержка регионам на оснащение реабилитационных организаций оборудованием, развитие региональных информационных систем и обучение специалистов.

К концу 2020 года объем поддержки составит более 1,65 млрд рублей:

  • в 2017 году – 300 млн рублей (2 пилотных региона);
  • в 2018 году – 300 млн рублей (2 пилотных региона);
  • в 2019 году – 503 млн рублей (18 регионов);
  • в 2020 году – 554 млн рублей (39 регионов).

Важной составляющей в формировании системы комплексной реабилитации является развитие технологий сопровождения. К ним относится ранняя помощь, сопровождаемое проживание инвалидов и сопровождаемая трудовая деятельность. 68 регионов включились в работу по организации сопровождаемого проживания, в том числе инвалидов с ментальными нарушениями.

Социальная защита инвалидов в РФ в 2021 году: направления

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 ФЗ, 24 ноября 1995 г

Первый законодательный акт Российской Федерации, в котором (статья 15) закреплены правовые нормы, гарантирующие создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Статья 15 .

Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется:

  1. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора: — за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта); — федерального государственного надзора в области связи; — государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; — федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
  2. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора): — в сфере образования; — федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  3. Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации при осуществлении: -регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси; — регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; -регионального государственного жилищного надзора; -регионального государственного строительного надзора.
Читайте также:  Льготы инвалиду 1 группы: список документов и порядок оформления федеральных льгот

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым: 1) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) — Правительством Российской Федерации; 2) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) — высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

За исполнением этого закона следит также прокуратура, согласно ПРИКАЗу от 23 января 2021 г. N 24 ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ИНВАЛИДОВ.

Теперь рассмотрим перечень других законов актов и приказов, которые формируют в России дополняя друг друга правильное понимание значения социальной защиты инвалидов в нашей стране, а также какую ответственность несут все органы управления.

  Льготы при сдаче егэ ребенку инвалиду

Как изменялся закон

Россия присоединилась к Конвенции о защите прав инвалидов, после чего были внесены коррективы в ФЗ №181. В закон были добавлены следующие изменения:

  • гарантировано право на сопровождение;
  • улучшается доступность среды;
  • уточнен алгоритм предоставления льгот на оплату коммунальных платежей.

С начала 2021 года инвалиды имеют право на сопровождение, оказывать услуги должны социальные работники. Если же специалист не прикреплен, то можно обратиться в соцзащиту или требовать помощь от провизоров аптеки.

Также введены требования к новым объектам. Их строительство происходит с тем учетом, чтобы они стали доступны маломобильным гражданам. Дома и квартиры старой постройки следует оборудовать пандусами, расширить проемы.

Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются, если квартира приватизирована. Она полагается только на самого инвалида и не распространяется на членов его семьи.

Ответственность за несоблюдение требований по обеспечению доступности объектов и услуг

Санкции за неисполнение Федерального Закона 181-ФЗ Согласно статье 16 Закона «..

юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) Статья 5.43.

Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей. Статья 9.

13 КоАП — Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.

Статья 9.14. КоАП — Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами.

Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей. Статья 11.24.

КоАП — Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение. Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Статья 19.5. ч.

1 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства . Статья 19.6.

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

Какие возможности дает закон

Помощь в адаптации к жизни – это главная возможность, которую дает закон. Инвалиды могут воспользоваться медицинскими услугами, протезированием, санаторно-курортным лечением и улучшить свое состояние. Программа разрабатывается индивидуально с учетом проблем со здоровьем. Технические средства реабилитации выдаются, чтобы появилась возможность повысить качество жизни.

Для помощи в трудоустройстве специально выделяются рабочие места, проводятся бесплатные обучающие курсы, тренинги.

Постепенно создается мир, доступный лицам с ограниченными возможностями. Городские объекты оснащаются приспособлениями, которые помогают инвалидам передвигаться, ориентироваться в пространстве и скорее привыкнуть жить самостоятельно.

Лица с ограниченной трудоспособностью и семьи, где воспитываются дети с инвалидностью, имеют право на получение жилья. Квартиры выдаются в порядке очередности. Также они получают компенсацию на оплату коммунальных услуг в размере 50% от их стоимости (ст. 18 Закона №181-ФЗ).

Закон и права детей-инвалидов

Сущность государственной политики Российской Федерации в отношении инвалидов

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР, 11 декабря 1990 г., «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

  • Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
  • Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.
  • Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.
  • К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.
  • Механизм реализации государственной политики
  • в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность. Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов». Разработана также федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». В рамках Федеральной комплексной программы «Дети России», распространяющейся на все детское население Российской Федерации предусмотрена такая программа как «Дети-инвалиды». Реализация федеральных программ должна создать условия, отвечающие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

  1. В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является деятельность по объединению усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребности данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.
  2. Развертыванию социальной работы с инвалидами по их интеграции, общество должно способствовать созданию сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялась бы профориентация; проводились бы профобучение, консультирование по психологическим правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению и в трудоустройстве.
  3. Нормативно-правовая база работы с инвалидами Российской Федерации

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector