Социальная работа с инвалидами 2021: формы, методы и виды

Замечание 1

По закону РФ инвалидами признаются лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, причинами которого являются заболевания, последствия травм или дефектов, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты.

  • Закон также поясняет, что ограничение жизнедеятельности – это есть полная или частичная утрата способности и возможности осуществлять самообслуживание.
  • Ограничение жизнедеятельности не дает индивиду самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и контролировать свое поведение, а также обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
  • Люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния – слепые, глухие, немые – признаются инвалидами.

Замечание 2

Человек, внешне не имеющий никаких отклонений от физически нормальных людей, может быть инвалидом по заболеванию, которое не позволяет ему заниматься трудовой деятельностью наравне со здоровыми людьми. Например, ишемическая болезнь сердца не позволяет заниматься тяжелым физическим трудом.

Основание инвалидности может быть разное, поэтому все инвалиды делятся на несколько групп:

  • инвалиды по возрасту – дети, взрослые;
  • инвалиды по происхождению инвалидности – с детства, инвалиды войны и труда, инвалиды общего заболевания;
  • инвалиды по степени трудоспособности – нетрудоспособные – инвалиды I группы и трудоспособные – инвалиды II группы и инвалиды трудоспособные в щадящих условиях – III группы.

Исходя из характера заболевания выделяются мобильныые группы, маломобильные, неподвижные группы инвалидности.

Инвалиды, относящиеся к маломобильной группе могут передвигаться только при помощи колясок или костылей. Они в принципе могут заниматься трудовой деятельностью при доставке их к месту работы или выполнять надомную работу.

Но, в решении вопроса их трудоустройства, есть свои проблемы, среди них оборудование рабочего места, как на дому, так и на предприятии, доставка необходимого материала для работы и транспортировка готовых изделий, доставка инвалида на работу и с работы.

Мужчины в общем контингенте инвалидов составляют более 50%, женщины – 44%. Причем, от 65 до 80% составляют люди пожилого возраста.

Растет число детей-инвалидов, что вызывает большую тревогу. По данным Министерства здравоохранения РФ в России ежегодно рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.

Рост детской инвалидности в развитых странах мира ставит эту проблему в число национальных приоритетов по её предупреждению и профилактике.

Форомы работы с инвалидами

  1. Главная задача в работе с инвалидами заключается в их социальной адаптации.
  2. Инвалид должен почувствовать себя наравне с физически здоровыми людьми, поверить в свои возможности и силы.
  3. Работа с инвалидами должна опираться на принципы гуманизма, реалистичности, системности, вариативности.

  4. Технологии, которые используют в работе с инвалидами, различны, но чаще всего применяются такие, как:
  • технология социальной реабилитации;
  • технология социальной адаптации;
  • технология социальной терапии;
  • социальная диагностика и др.

Технология социальной реабилитации включает в себя такие меры, которые позволяют восстановить способность к жизнедеятельности в социальной среде.

Для того чтобы индивидуальное поведение инвалида или поведение группы привести в соответствие с существующими нормами и ценностями, используют технологию социальной адаптации.

Особое значение в работе с инвалидами имеет технология социальной терапии, представленная приемами и техниками социального, изобразительного, музыкального творчества. Они дают возможность людям включиться в социальную среду, выровнять или повысить свой социальный статус.

Большую роль играет социальная диагностика. Она выступает в роли методического инструмента и дает специалисту по социальной работе важные знания. Опираясь на результаты диагностики можно выбрать технологии социальной работы и разрешить те трудности, которые возникли в жизнедеятельности инвалида.

С помощью духовных ценностей осуществляется социокультурная реабилитация, передаваемая в творческой форме. К формам социокультурной реабилитации относятся концерты художественной самодеятельности, выставки изобразительного творчества, музыкально-драматические занятия, вокальные студии, разнообразные кружки и студии.

Представление о мире людей и их жизни происходит при посещении инвалидами театров, музеев, концертов и др.

Замечание 3

Важной частью социокультурной реабилитации является такая её форма, как международный кинофестиваль «Кино без барьеров». Он посвящается жизни людей с инвалидностью и проводится с 2002 г. общественной организацией инвалидов «Перспектива».

  • Кинофестиваль дает возможность увидеть жизнь людей с ограниченными возможностями, но с активной жизненной позицией, людей, уверенных в себе и успешных в жизни.
  • Конкурсы – это ещё одна форма социокульруной реабилитации инвалидов.
  • Особое место занимают клубные, кружковые, секционные объединения, помогающие включать внутренний мотив, развивать самостоятельность в выражении мыслей, взглядов и достигать, таким образом, самореализации в совместной деятельности.
  • В список социальной реабилитации включаются и физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.
  • Социальная адаптация инвалидов дает положительные результаты, такие, как чувство удовлетворенности жизнью, рост творческой активности, успехи в общении, желание заниматься любимым делом.

Ещё одна технология – социальная терапия и её методы — арт-терапия, трудовая терапия, сказкотерапия и др. Результатом применения этой технологии становится восстановление способностей в значимой для них деятельности, преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с близкими людьми.

В общем целом можно сказать, что применение технологий социальной работы дает возможность этим людям самоутвердиться и самовыразиться, освоить социальные умения и навыки, повысить собственную самооценку.

Социальные технологии помощи детям-инвалидам

К сожалению, число детей инвалидов значительно увеличивается. Причинами детской инвалидности являются психоневрологические заболевания, на долю которых приходится более 60% , заболевания внутренних органов – 20%, заболевания опорно-двигательной системы – до 10%, зрение и слух, соответственно 13% и 4%.

Возникновение инвалидности у детей обуславливают следующие факторы:

  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • сложные условия женского труда;
  • рост травматизма;
  • низкая культура здорового образа жизни;
  • заболеваемость родителей, особенно матери и др.
  1. Проблема ребенка инвалида как личности состоит не столько в отсутствии зрения или слуха, возможности передвигаться, сколько в том, что он лишен мира детства, изолирован от общества, в котором ему жить и расти. Общество со своей стороны должно подходить к решению этой проблемы не с позиций жалости, а с позиций соучастия, содружества, сотворчества
  2. Задача социальных работников состоит в том, чтобы оказать помощь детям инвалидам и их семьям.
  3. При выборе технологии с такими детьми важно учитывать приоритетные направления социального развития на всех этапах формирования личности.
  4. Необходимый материал о ребенке собирается методом анкетирования, интервьюирования, наблюдения, контент-анализа, медицинских документов.
  5. Анализ материала даст общую характеристику инвалидности и выявит её специфику.

Специалисту важно знать, как дети сами относятся к своей инвалидности и насколько понимают свои возможности и права. С этой целью используется интервьюирование самих детей или родственников.

В функции социального работника входит оказание юридической, психологической, медицинской помощи, консультации, организация материальной поддержки.

Исходя из этого, они должны владеть знаниями о формах и методах обучения, воспитания, оздоровления детей инвалидов и руководствоваться в работе нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, которые касаются льгот, пособий, пенсий, направленных на поддержание жизнедеятельности инвалидов.

Важнейшей задачей является необходимость создания оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка и его социально-трудовой адаптации.

Социальная работа с инвалидами 2021: формы, методы и виды

28 февраля 2018

Под социальным обслуживанием следует понимать один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государства гражданам различных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты с целью предотвращения наступления либо снижения негативных последствий наступивших социальных рисков, а также усиления их социальной защиты.

Право на социальное обслуживание имеют граждане, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Трудная жизненной ситуации — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Таким образом, право на социальное обслуживание имеют те граждане, которые самостоятельно не могут обеспечить себе достойное существование и поэтому нуждаются в помощи со стороны государства.

Социальные услуги предоставляются бесплатно или на условиях частичной либо полной их оплаты.

Лица с ограниченными возможностями в соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 02.08.

Читайте также:  Нетрудоспособные граждане: компенсационные выплаты по уходу за ними

1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» имеют право на социальное обслуживание в следующих формах: — социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); — полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; — стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); — срочное социальное обслуживание; — социально-консультативная помощь.

На дому предоставляются следующие виды социального обслуживания: — организация питания, включая доставку продуктов на дом; — помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; — содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; — поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; — содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг и другие надомные услуги.

Социальные услуги предоставляются гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью.

Социальное обслуживание на дому предоставляется на основании заявления гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в данном виде социального обеспечения. Социальное обслуживание граждан на дому может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе бесплатно, на условиях частичной и полной оплаты.

Одним из направлений данного вида обслуживания является социально-медицинское обслуживание на дому. К лицам, имеющим право на получение данного вида социального обеспечения, относятся инвалиды, страдающие психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями в поздних стадиях.

Гражданам, нуждающимся в социально-медицинском обслуживании на дому, предоставляются следующие социальные услуги: квалифицированный общий уход, социально-бытовая и доврачебная медицинская помощь на дому; наблюдение за состоянием их здоровья и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений имеющихся заболеваний; оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей; обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больными.

Полустационарное социальное обслуживание предоставляется лицам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, но нуждающимся в наблюдении, помощи.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно осуществляется в стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.

Граждане, нуждающиеся в стационарном обслуживании, обращаются с заявлением в учреждение социальной защиты населения.

Зачисление в стационарное учреждение осуществляется на основании приказа заведующего учреждения органов социальной защиты населения и следующих документов: акта обследования жилищно-бытовых условий, медицинского заключения о состоянии здоровья, протокола районной комиссии по заселению дома-интерната, паспорта, пенсионного удостоверения, медицинского полиса.

В ч.2 ст.

22 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определен примерный перечень социальных услуг, которые могут быть включены в срочное социальное обслуживание: — разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; — обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; — разовое оказание материальной помощи; — содействие в получении временного жилого помещения; — организация юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц; — организация экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; — иные срочные социальные услуги.

  • На уровне субъекта РФ данный перечень может быть расширен.
  • Подготовлено прокуратурой Московского района г. Рязани
  • Вернуться к списку

Социальная помощь для лиц с инвалидностью Версия для печати

  1. Социальная защита инвалидов обеспечивается путем предоставления социальной помощи, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, образования и иных мер, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

  2. Кроме того, законодательством предусмотрены выплаты по обязательному социальному страхованию по случаю потери трудоспособности.
  3. Проводимая медицинская реабилитация предусматривает комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций организма.

Социальная реабилитация инвалидов направлена на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса, их социально-бытовой и средовой адаптации.

Она включает в себя обучение инвалидов основным социальным навыкам личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения; обеспечение их техническими вспомогательными (компенсаторными) и специальными средствами передвижения; предоставление специальных социальных услуг инвалидам на дому, в медико-социальных учреждениях (организациях); предоставление социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении, специалиста жестового языка для инвалидов по слуху – шестьдесят часов в год; оказание правовой помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан; иные виды социальной реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР).

Инвалиды согласно ИПР обеспечиваются протезно-ортопедической помощью, сурдо-тифлотехническими средствами, обязательными гигиеническими средствами, кресло-колясками, санаторно-курортным лечением и другими средствами социальной реабилитации, на основании заявления инвалидов на предоставление средств и услуг реабилитации, за счет средств государственного бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Систему социального обслуживания инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе и помощи, представляет в республике сеть медико-социальных учреждений, территориальных центров социального обслуживания и отделений социальной помощи на дому. Престарелым и инвалидам, проживающим в домах-интернатах, предоставляются уход, питание, социально-бытовое и медицинское обслуживание, социальная адаптация, трудовая реабилитация, обучение.

В республике действуют 12 территориальных центров социального обслуживания престарелых и инвалидов, в функции которых входят оказание указанным категориям граждан социальных услуг, проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, создание условий для освоения детьми-инвалидами образовательных программ (при предоставлении социально-педагогических услуг), создание благоприятного морально-психологического климата, информирование обслуживаемых лиц об их правах, объемах и видах социального обслуживания.

Социальное обслуживание на дому

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

  • организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  • помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  • содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  • поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  • содействие в организации ритуальных услуг;
  • другие надомные социальные услуги.

При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Особенности, нормативная база

Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями — деятельность, направленная на адаптацию и решение жизненных проблем подобной категории граждан. Она призвана компенсировать отклонения инвалидов в физическом, умственном или психическом отношении и приблизить их к положению полноценного члена общества.

Правовая база работы с инвалидами основана на отдельных нормативных актах:

  • Конвенции ООН «О правах инвалидов»;
  • Конституции РФ;
  • Законах «О социальной защите инвалидов» и «Об основах социальной защиты граждан»;
  • Указах Президента РФ «Дополнительные меры государственной поддержки инвалидов» и «О доступной среде»;
  • Отдельных ведомственных актах.

Социальная работа проводится с различными группами инвалидов, ее формы и методы зависят от степени тяжести инвалидности и других входящих факторов.

Услугами обеспечиваются:

  • Инвалиды здоровья 1, 2 и 3 групп;
  • Инвалиды войны;
  • Дети-инвалиды.

Для подтверждения инвалидности гражданин должен пройти медико-социальную экспертизу, устанавливающую диагноз и группу инвалидности. Затем сведения о гражданине вносятся в Федеральный реестр инвалидов, что позволяет ему претендовать на получение набора соцпомощи.

Общие принципы работы сформулированы ст. 4 закона «О социальном обслуживании». Они основаны на Конвенции ООН о правах инвалидов:

Люди с инвалидностью

Люди с ограниченными возможностями – это люди, имеющие определенные проблемы со здоровьем. Возникает вопрос, как правильно называть человека с инвалидностью. Ведь многих задевают такие понятия как «инвалид», «колясочник» и т. д. Даже термин «люди с ограниченными возможностями здоровья» не всегда приемлем.

Читайте также:  ЕДВ инвалидам в 2021 году: сколько ежемесячно платят по инвалидности, индексация выплат в России

В обществе принято либо скрывать отношение к инвалидам, либо относиться к ним с жалостью. И то, и другое неверно. Для того чтобы не обидеть такого человека, нельзя использовать термины, унижающие человеческое достоинство. Как правило, самыми приемлемыми названиями в таких обстоятельствах будут «человек с инвалидностью», «человек в коляске» и т. д.

Важно знать, как называют инвалидов по-другому, если у них присутствуют конкретные особенности. К примеру, человека, у которого синдром Дауна, нужно называть, указывая не на особенность, а на личность (девушка с синдромом Дауна, аутизмом и т. д.).

Результаты поиска – Образовательная платформа Юрайт. Для вузов и ссузов

Результаты поиска 24

  • по релевантности
  • по дате выхода
  • по названию
  • по автору
  • Ознакомиться Подарить 249 ₽ Знание специалистами и простыми гражданами основ социальной защиты может оказать помощь в решении задач социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В методическом пособии приводятся последние нормативные правовые документы, в том числе имеющие отношение к социальной защите инвалидов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. У наших партнеров:
    • litres.ru 209 ₽
    • my-shop.ru 421 ₽
  • Ознакомиться Подарить 319 ₽ Научная школа: Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти). В учебном пособии рассматриваются основные проблемы социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом, в том числе ретроспективный анализ проблемы защиты пожилых людей, характеристика основных проблем пожилых людей, методов и технологий социальной помощи. Приведены вопросы социального функционирования пожилого человека в современном обществе, в частности, возр…

    У наших партнеров:

    • litres.ru 259 ₽
    • my-shop.ru 538 ₽
  • Ознакомиться Подарить 1 119 ₽

2021

/ Гриф УМО СПО В учебнике представлены теоретические и методологические основы технологии социальной работы как учебной дисциплины и практики деятельности специалистов социальных учреждений и служб. Определено понятие технологии социальной работы, сущность и содержание процесса, социального инструментария, социальной проблемы, технологизации социальной сферы, представлены технологии…

У наших партнеров:

  • litres.ru 919 ₽
  • my-shop.ru 1 769 ₽
  • Ознакомиться Подарить 319 ₽ Научная школа: Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти). В учебном пособии рассматриваются основные проблемы социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом, в том числе ретроспективный анализ проблемы защиты пожилых людей, характеристика основных проблем пожилых людей, методов и технологий социальной помощи. Приведены вопросы социального функционирования пожилого человека в современном обществе, в частности, возр…

    У наших партнеров:

    • litres.ru 259 ₽
    • my-shop.ru 538 ₽
    • ozon.ru 385 ₽
  • Ознакомиться Подарить 889 ₽ В учебнике отражены основные тенденции развития психосоциальной практики, показано влияние психологических теорий на оформление моделей практической социальной работы, намечены основные подходы к консультативной работе со случаем. Большое внимание уделяется практическим заданиям и техникам социально-психологической работы с различными группами населения. Особый акцент…

    У наших партнеров:

    • litres.ru 729 ₽
    • my-shop.ru 1 367 ₽
  • Ознакомиться Подарить 669 ₽ Научная школа: Московский городской педагогический университет (г. Москва). Конфликтология как наука и конфликт как явление действительности основная тема учебника. Особый акцент сделан на специфику социальной работы в разных сферах жизнедеятельности, с разными категориями населения (инвалиды, безработные, люди пожилого возраста) и социальными институтами (семьи, образовательные организации, социально-реабилитационные центры, учреждения социа…

    У наших партнеров:

    • litres.ru 549 ₽
    • my-shop.ru 1 060 ₽
  • 2021

    Социальное обслуживание лиц с ограниченными возможностями

    Социальное обслуживание лиц с ограниченными возможностями Иванова Е.А., Галимова А.Ш., СамГМУ, г. Самара, Россия

    В настоящее время неуклонно увеличиваются численность лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые страдают хроническими заболеваниями.

    Лица с ОВЗ имеют социально-экономические проблемы в оказании медицинской, социальной помощи.

    Пожилые люди и лица с ОВЗ непосредственно нуждаются в медицинской помощи, а также в социально-медицинской реабилитации, которая направлена на улучшение качества жизни[5,с. 80].

    Оказаться в одиночестве всегда страшно и больно. И неважно, ребенок ты или взрослый. Человек – существо социальное, ему просто необходимо общение. Вдвойне тяжело, если одиночество вынужденное, когда физически ты не можешь покинуть пределы своей квартиры, своей кровати…

    С проблемой одиночества и чувством собственной ненужности многие сталкиваются, даже будучи здоровыми. А что говорить о тех, кто прикован к постели? Основная проблема для таких людей нехватка внимания со стороны близких. Им хочется, чтобы родные больше разговаривали с ними, чаще были рядом.

    К сожалению, это не всегда возможно. Работа, семейные дела, хлопоты по хозяйству – все это требует времени, и больной остается один. У него снижается самооценка, появляется раздражительность, и все это может привести к депрессии.

    Если человек перенес инсульт, некоторые изменения в его поведении могут быть обусловлены самими поражениями мозга – пациент может быть капризным, плаксивым, вспыльчивым. А некоторые, наоборот, становятся безразличными ко всему.

    Все индивидуально, поэтому здесь нельзя давать каких-то общих советов, каждый случай надо рассматривать отдельно[1, с. 8].

    Проблема трудоустройства лиц с ОВЗ неохотно решается в нашей стране, в трудовом кодексе РФ написано, лица, имеющие ОВЗ должны работать неполный трудовой день. Работодатели не охотно соглашаются брать на работу сотрудника с ОВЗ[6].

    На данный момент имеется очень большая очередность в лечебно-профилактические учреждения и в ЦСО. Многие граждане пожилого возраста и лица с ОВЗ не обеспечены услугами по уходу на дому[2, с. 29].

    К формам социального обслуживания граждан пожилого возраста и лиц с ОВЗ относят:

    • социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;
    • социальное обслуживание в отделениях полустационарных дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
    • социальное обслуживание на дому.
    • Теперь подробнее поговорим о данных формах обслуживания.
    • Стационарное социальное обслуживание предполагает оказание социально-бытовой помощи лицам с ОВЗ, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и следовательно нуждаются постоянном уходе.
    • Полустационарное социальное обслуживание состоит из социально-бытового, медицинского обслуживания, трудовой деятельности лиц с ОВЗ, которые способны к самообслуживанию и активному передвижению инвалидов.
    • Социальное обслуживание на дому непосредственно направленно на продление пребывания инвалидов в социальной среде, также предоставлять защиту прав и законных интересов лиц с ОВЗ.

    Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется инвалидам, нуждающимся в постоянной помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию. Многие правила ухода были известны еще в древности.

    На заре развития медицины, когда врач был бессилен перед большинством болезней и только правильный уход мог возвратить больным здоровье. Под словом уход подразумевается обслуживание лица с ОВЗ, создать для него более благоприятные условия, для его выздоровления, облегчение страданий, а также предотвращение осложнений.

    Для хорошего ухода нужны не только навыки и знания, но и чуткость, понимание[1, с. 42].

    1. С целью обучения родственников и других лиц, осуществляющих уход за лицами с ОВЗ на дому, в центрах и создаются «Школы ухода и реабилитации».
    2. Основными целями и задачами данной школы являются:
    3. Обучение родственников и других лиц, осуществляющих уход за лицами с ОВЗ на дому методам:
    • дезинфекции помещения;
    • медицинским манипуляциям;
    • профилактики осложнения;
    • самообслуживание больного;
    • использование ТСР.

    С целью, более эффективного,ухода на дому за тяжелобольным, на базе школы проводятся:

    1. Практические и лекционные занятия, для клиентов и сотрудников учреждения.
    2. Консультации по использованию ТСР и протезно-ортопедических средств реабилитации.
    3. Консультация психолога по созданию благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье.
    4. Консультации медицинских специалистов по уходу за тяжелобольными.
    5. Консультации специалиста по вопросу надомного обслуживания.
    Читайте также:  Почетный донор России в 2021 году: размер пособия, как получить и какие документы понадобятся

    В «Школе ухода и реабилитации» также действует прокат специализированной техники для инвалидов и приспособлений по уходу за тяжелобольными[4, с. 68].

    Специалисты по социальной работе содействуют инвалидам в получении юридической, психологической, медицинской и социально-бытовой помощи[3с. 32].

    Таким образом, «Школа реабилитации и ухода» носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, позволяющих инвалиду и людям, осуществляющим уход за данной категорией граждан, справиться с трудной жизненной ситуацией.

    Специалисты Центра социального обслуживания обучают навыкам общего ухода, самоухода, пользованию ТСР. При необходимости осуществляется психологическое сопровождение семей.

    «Школа реабилитации и ухода» может использоваться как средство комплексной реабилитации людей имеющих проблемы со здоровьем, где осуществляется деятельность во всех направлениях, способствующих решать многие наболевшие проблемы.

    Реабилитация людей с ОВЗ направлена не только на восстановление способностей жизнедеятельности человека в окружающей среде, но и в социальном обществе, социальной среде. Специалисты центра проводят мероприятия, направленные на повышения качества жизни, как самих больных, так и людей осуществляющих уход за ними.

    Лица с ОВЗ нуждаются в социальной защите, помощи и поддержке. Все виды помощи определены законодательством РФ, а также нормативными актами, инструкциями и рекомендациями. Следует также отметить, что все нормативные акты, касающиеся льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи направлено на поддержание жизнедеятельности инвалида.

    Ссылки на источники

    1. Басов, Н.Ф. Социальная работа с инвалидами/ Н.Ф. Басов.-,Спб.: Из-во С.-Петерб. ун-та, 2013.-485 с.
    2. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с инвалидами и пожилыми людьми. МСЭ и реабилитация инвалидов/ Н.Ф. Дементьева, З.Ф. Котова // Научно-практический журнал. Серия 6. Медицина. — 2014.-№ 9.-С. 165-180
    3. Лесина, Е.Е. Деятельность специалиста по социальной работе в отделении социальной реабилитации: Актуальные проблемы инвалидности и реабилитация инвалидов / Е.Е. Лесина, О.А. Лунева. — Ростов на Дону: Академия, 2012. — 231 с.
    4. Панов, А.М. Центры социальной реабилитации для лиц с ОВЗ / А.М. Панов. -Спб.: Из-во РОССПЕН, 2013. — 143 с.
    5. Светкина, Г.Д. Социальная реабилитация инвалидов в Самарской области/ Г.Д. Светкина, О.А. Дадаева //Медико социальная экспертиза и реабилитация. Серия 12. Социальная реабилитация. — 2015. — № 3. С. 78-94.

    Социальное обслуживание лиц с ограниченными возможностями

    Формы и методы работы социального работника с семьей ребенка-инвалида

    Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида.

    Втакой ситуации ребенок — инвалид и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи социального работника, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

    Главная цель в работе социального работника с семьей ребенка-инвалида — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, способствовать ее оптимальному функционированию, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

    Рождение больного ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Все члены семьи, и в первую очередь мать находятся в состоянии эмоционального стресса.

    И в таком состоянии многие родители хотят отказаться от ребенка-инвалида.

    И чтобы предотвратить отказ от ребенка и включить семью в реабилитационный процесс, социальный работник должен иметь реальные представление о перспективах ребенка и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его воспитания и развития.

    Задача социального работника — помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный работник оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей, например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

    Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий.

    Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального работника во взаимодействии с семьей.

    Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

    Таким образом, патронаж — одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает работу социального работника более эффективной.

    Необходимость использования метода консультации связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением.

    Также могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги. Они дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, развивает активность и уверенность родителей.

    Посредническая помощь социального работника (звонки, письменные обращения в различные инстанции), позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., то есть в какой-то мере улучшить материальное положение семьи. Надо отметить, что установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом.

    Таким образом, социальный работник в индивидуальных беседах, через образовательную и посредническую помощь, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

    Социальный работник проводит специальные занятия, игры, отрабатывает разнообразные режимные моменты, бытовой труд, досуг и т. д. Также используются такие традиционные и не традиционные приёмы, методы и формы работы как занятие-путешествие, занятие-игра.

    Игры с песком — это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Немаловажное значение уделяется игротерапии. Используются различные виды игр: дидактические, хороводные, подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые и т. д.

    Через все виды этих мероприятий проходят такие формы совместной с ребенком деятельности, которые впоследствии помогут сформировать основные навыки и умения, расширяющие диапазон возможностей, доступных детям разных возрастов.

    Это навыки общения, навыки общей и тонкой моторики, навыки сенсорного (чувственного) познания мира, культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, речевые и социальные навыки.

    Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимался не только социальный работник, но и сами родители в домашних условиях изо дня в день.

    В ходе индивидуального занятия социальный работник может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы. С целью получения родителями своевременной педагогической информации о методах воспитания и развития малыша все занятия проводятся в их присутствии.

    Наряду с лекциями проводятся практические занятия, на которых родители имеют возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций, умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые упражнения, семинары-практикумы, педагогические практикумы.

    Они направлены на овладение родителями такими способами организации совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры, умением придавать ей воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней ребенком субъектной позиции.

    Хорошо зарекомендовали себя и такие формы как организация «круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий, конференций, детских праздников, клубов. В их подготовке принимают участие специалисты, дети и сами родители.

    Наблюдая, как меняется ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности. Таким образом, социальный работник играет очень важную роль в жизни ребёнка-инвалида и его семьи.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]