Профессиональная реабилитация инвалидов в 2021 году: закон о трудоустройстве

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 362 «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан» работодатели смогут получить господдержку при трудоустройстве граждан, которые были зарегистрированы в центрах занятости до 1 января 2021 года.

Получить субсидию сможет любой работодатель, если он примет в штат неработающего гражданина, зарегистрированного в центре занятости по состоянию на 1 января 2021 года.

Субсидия предоставляется в качестве частичной компенсации затрат работодателя на выплату заработной платы. Фонд социального страхования после получения информации о трудоустройстве безработных через центры занятости будет выплачивать средства субсидии напрямую работодателю. Заключать соглашения о предоставлении субсидии не нужно.

Как получить субсидию для трудоустройства безработных?

Субсидирование найма для трудоустройства безработных можно оформить удаленно. Для получения субсидии работодателю необходимо направить заявление через личный кабинет портала «Работа в России» и указать перечень свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Центр занятости подберет подходящих кандидатов. Через месяц после их трудоустройства, работодателю необходимо направить заявление с указанием данных трудоустроенных безработных граждан.

Заявление в Фонд социального страхования подается через государственную информационную систему.

Условия для работодателя

  • •  предоставить заявление в органы службы занятости через личный кабинет общероссийской базы вакансий «Работа в России», приложив перечень свободных рабочих мест и вакантных должностей, на которые предполагается трудоустройство безработных граждан;
  • •  не иметь на дату подачи заявления задолженностей по налогам, заработным платам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам;
  • •  не иметь просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций;
  • •  компания не должна находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к работодателю другого юридического лица), ликвидации, в отношении работодателя не должна быть введена процедура банкротства, а индивидуальные предприниматели не прекратили деятельность в качестве ИП;
  • •  не являться юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц в совокупности превышает 50%;
  • •  в реестре дисквалифицированных лиц не должно содержаться сведений о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере работодателя;
  • •  работодатель должен трудоустроить граждан на полный рабочий день.

Каким критериям должны отвечать безработные граждане? •  на 1 января 2021 г. зарегистрированы в качестве безработных в органах службы занятости;

•  на дату заключения трудового договора с работодателем не имели работы, не были зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также самозанятого.

Могут ли отказать в получении субсидии? Основанием для отказа может являться превышение лимита по предоставлению таких субсидий, а также несоответствие работодателя необходимым условиям для включения в реестр. Как будут выплачиваться субсидии? Субсидия будет равна 3 МРОТ (3 х 12 792 руб.), увеличенным сумму страховых взносов и количество трудоустроенных граждан. При этом первый платёж организация получит через месяц после трудоустройства безработного, второй – через три месяца, третий – через шесть месяцев.

Оператором платежей станет Фонд социального страхования — будет проверять работодателя и идентифицировать сотрудников по истечении одного, трех и шести месяцев. После этого фонд выплачивает субсидию в течение 10 рабочих дней с даты направления заявления. При отказе работодателю сообщат в течение этого же срока.

ВАЖНО! В приоритетном порядке подбор безработных осуществляется среди граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане предпенсионного возраста, беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий или катастроф, граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые).

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2021 году — льготы при приеме инвалида на работу

Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности.

Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2021 г.

Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.

С 2021 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Председатель ВОИ М. Терентьев

Нормативное регулирование трудоустройства инвалидов

В связи с тем, что у инвалидов в сфере реализации своего труда имеются льготы, то необходимо законодательное регулирование. Основными актами являются:

Предоставление рабочих мест инвалидам

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ Ст. 21 предусматривает обязанность работодателей всех форм собственности устанавливать квоты на трудоустройство инвалидов в следующем размере:

Численность работников, чел. Размер квоты, %
Более 100 2-4
35-100 3

В среднее число работников не учитывается то число, условия работы которых относятся к вредным или опасным по результатам спецоценки.

Соблюдать эту квоту не нужно, если это организации созданы инвалидами или являются общественными объединениями инвалидов.

Организации самостоятельно устанавливают квоты числа мест работы для инвалидов и закрепляют это во внутреннем акте (Положении о квотировании). При том, что численность работников может меняться, в Положение конкретное число таких мест можно не вносить, а регулировать и численность приказами. Обращения (количество) инвалидов по вопросам трудоустройства не должны оказывать влияния на квоту

Для цели контроля за исполнением квотирования мест для инвалидов организации ежемесячно сдают в службу занятости информацию о вакантных рабочих местах, внутренних актах, содержащих информацию о таких рабочих местах, и реальное использование квот по инвалидам.

Основание для трудоустройства инвалидов

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Читайте также:  Оплата больничного листа по уходу за ребенком-инвалидом: размер, порядок и сроки выплаты

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Заседание Комиссии по делам инвалидов

  • Участие в заседании
    комиссии приняли Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова,
    Министр труда и социальной защиты Антон Котяков, Министр здравоохранения
    Михаил Мурашко, председатель комитета Государственной Думы по труду, социальной
    политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, заместитель председателя
    комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам
    ветеранов Михаил Терентьев, заместитель председателя правительства
    Калининградской области Илья Баринов, заместитель губернатора, министр
    здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов, председатель
    комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алла
    Астратова, а также представители общественных и экспертных
    организаций.
  • На заседании
    рассмотрены вопросы:
  • об обеспечении прав
    инвалидов на социальную защиту, медицинскую помощь и лекарственное
    обеспечение в период распространения новой коронавирусной инфекции;
  • о необходимых мерах
    по обеспечению занятости инвалидов, включая меры поддержки организаций,
    учредителями которых являются общественные объединения инвалидов.
  • С докладами
    и информацией о мерах по обеспечению прав инвалидов
    на социальную защиту, оказание медицинской помощи, по обеспечению
    занятости инвалидов в период распространения новой коронавирусной инфекции
    выступили Министр труда и социальной защиты Антон Котяков, Министр
    здравоохранения Михаил Мурашко, первый заместитель Министра труда
    и социальной защиты Алексей Вовченко, заместитель председателя комитета
    Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов
    Михаил Терентьев, представители общественных организаций инвалидов, эксперты.
  • По данным Федерального
    реестра инвалидов, на 1 июня 2020 года насчитывается 11,82
    миллиона инвалидов, из них детей-инвалидов – 698,5 тысячи человек.
  • В ходе заседания
    отмечено, что в целях обеспечения прав инвалидов на социальную
    защиту, медицинскую помощь и лекарственное обеспечение в период
    пандемической угрозы реализованы мероприятия для бесперебойного
    и своевременного предоставления гражданам мер социальной поддержки
    с учётом ограничений в субъектах Российской Федерации, направленных
    на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции.

В период пандемии
временным порядком, утверждённым Правительством Российской Федерации,
предусмотрено проведение медико-социальной экспертизы на основании
медицинских документов, а также автоматическое продление ранее
установленной группы инвалидности, в том числе для детей-инвалидов,
на шесть месяцев, если срок очередного переосвидетельствования наступает
в период с 1 марта до 1 октября 2020 года.
В рамках временного порядка индивидуальные программы реабилитации
(абилитации) продлеваются на полгода, а назначение и выплата
пенсий осуществляется Пенсионным фондом России на основании сведений
Федерального реестра инвалидов без дополнительных заявлений.

Всего за время действия
нового механизма инвалидность установлена для 540 тысяч человек, из них
385 тысячам граждан инвалидность продлена автоматически, на основании
медицинских документов 155 тысяч граждан признаны инвалидами впервые.

В стационарных
организациях социального обслуживания введён еженедельный мониторинг состояния
здоровья проживающих, отрегулированы вопросы взаимодействия интернатов
с НКО в период ограничений. Интернаты были переведены
на карантин и сменный двухнедельный режим работы сотрудников.

По поручению Президента предусмотрены стимулирующие выплаты работникам
интернатов и установлены специальные выплаты работникам НКО, взявшим
на временное проживание престарелых граждан, инвалидов.

Уже осуществлено
более 230 тысяч стимулирующих выплат работникам интернатов на общую сумму
6,5 миллиарда рублей.

  1. На заседании обращено
    внимание на необходимость решения следующих проблем:
  2. обеспечение безопасных
    и непрерывных мер для граждан с инвалидностью в области социальной
    защиты, в том числе проживающим в стационарных организациях любой
    формы собственности, или получающим помощь на дому, включая лекарственное
    обеспечение и медицинскую помощь;
  3. обеспечение гражданам
    возможности получения медицинских документов для установления инвалидности
    впервые, получения планового лечения и медицинской реабилитации при
    тяжёлых, хронических заболеваниях;
  4. принятие мер, направленных
    на снятие барьеров в получении жизнеспасающего лечения, которые
    возникли в субъектах Российской Федерации в результате борьбы
    с пандемией (проблема поднята Всероссийским союзом пациентов);
  5. расширение количества
    субъектов Российской Федерации, в которых выписка рецептов
    на лекарственные препараты осуществляется в электронной форме,
    а также расширение механизмов доставки лекарственных препаратов
    на дом пациента;
  6. при принятии решений
    о закрытии лечебно-профилактических учреждений для оказания помощи
    пациентам с коронавирусной инфекцией необходимо сохранить доступность
    медицинской помощи для пациентов, страдающих хроническими заболеваниями;
  7. подготовка в каждом
    субъекте Российской Федерации кадрового резерва на случай вспышки
    заболевания, а также решение вопроса с тестированием персонала
    и людей, проживающих в учреждениях социальной защиты.

По данным Минтруда
России, численность инвалидов трудоспособного возраста в январе – мае
2020 года составила 3,4 миллиона человек, из них доля работающих
инвалидов составляет 27 процентов. Такие же значения наблюдались
с января по май 2019 года. За истекший год доля работающих
инвалидов не увеличилась.

  • По итогам обсуждения
    решили:
  • принять меры
    по совершенствованию механизма квотирования рабочих мест для
    трудоустройства инвалидов с целью исключения формального отношения
    к требованию о создании и выделении рабочих мест в рамках
    установленной квоты;
  • провести совместно
    с частными кадровыми агентствами анализ обращаемости инвалидов
    и имеющихся вакансий, представляемых работодателями в целях
    формирования предложений по дальнейшему совершенствованию предоставления
    услуги сопровождения при содействии занятости инвалидов, расширения практики
    привлечения НКО.
Читайте также:  Бессрочная инвалидность в 2021 году: при каких условиях и группах устанавливается, когда даётся и как оформить

Люди с ограниченными возможностями: условия труда

Людей с ограниченными возможностями в России чаще всего называют инвалидами, это устоявшийся термин, который употребляется и в нормативных законодательных актах. Одним из способов реабилитации инвалидов является их трудоустройство.

Государство предоставляет работодателям определенные льготы в отношении работников-инвалидов, такие как, например, пониженные тарифы страховых взносов с выплат в пользу этой категории работников. При этом к условиям труда инвалидов предъявляются определенные требования.

Каковы основные правовые положения, регулирующие трудовые отношения инвалидов? На какие моменты надо обратить особое внимание работодателям, у которых трудятся люди с ограниченными возможностями?

Правовое регулирование труда инвалидов

Правовое регулирование труда инвалидов осуществляется, главным образом, в соответствии с нормами ТК РФ и Федерального закона от 24.11.1995 №181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181‑ФЗ).

Согласно ст.

1 Федерального закона №181‑ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации – данные документы подтверждают наличие у лица инвалидности, в том числе для работодателя.

Государство призвано осуществлять социальную защиту инвалидов, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов

Реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

  • Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
  • – восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • – профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
  • – социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • – физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
  • Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
  • Обеспечение занятости инвалидов
  • Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
  • – установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • – резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • – стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • – создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • – создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • – организации обучения инвалидов новым профессиям.

Что касается установления квоты для приема на работу инвалидов, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов (ст.

21 Федерального закона №181‑ФЗ).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов представляют собой рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

  1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо-устройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
  2. – создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  3. – создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  4. – предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
  5. Обратите внимание:

Статья 5.42. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

На «упрощенцев» нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов не распространяются, так как согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

Что касается возможности применения данного специального налогового режима, хотелось бы отметить, что ограничение по доле участия других организаций в 25% не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Таким образом, организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, при выполнении указанных условий могут применять УСНО в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

К сведению:

Если сотрудник стал инвалидом, уже будучи принятым на работу, работодатель обязан перевести его на работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением.

Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы являются в силу п. 8 ст. 77 ТК РФ основанием для расторжения трудового договора.

Условия труда инвалидов

Независимо от наличия обязанности по выполнению квот в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе «упрощенцев», трудятся люди с ограниченными возможностями. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Обратите внимание:

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ).

Привлечение к сверхурочной работе инвалидов возможно также только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ). Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Читайте также:  Как узнать прикрепление к поликлинике по полису ОМС: временный и постоянный полис

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

При этом они должны быть также под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Кроме того, в соответствии со ст.

128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона №181‑ФЗ).

  • Таким образом, действующее трудовое законодательство и Федеральный закон №181‑ФЗ устанавливают инвалидам ряд льгот в отношении исполнения трудовых обязанностей.
  • Охрана труда инвалидов
  • Обязанности работодателя по организации охраны труда инвалидов

Охрана труда инвалидов осуществляется на основании Санитарных правил СП 2.2.9.2510‑09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов»

Доступная среда: ожидания, результаты, перспективы

29.03.2019 года постановлением Правительства Российской Федерации № 363 была утверждена Госпрограмма «Доступная среда».

Направления программы “Доступная среда”

В рамках общей программы “Доступная среда” утверждено 3 подпрограммы по следующим направлениям:

  1. обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  2. совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  3. совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы.

Каждая из указанных подпрограмм содержит множество целей, обеспеченных финансированием из федерального бюджета.

 Цели госпрограммы “Доступная среда”

  1. создание правовых и экономических условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, повышению уровня их жизни;
  2. обеспечение равного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  3. обеспечение равного доступа к реабилитационным и абилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
  4. обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений МСЭ при освидетельствовании, установлении инвалидности.

Согласно Постановлению № 363, к 2025 году государство должно обеспечить:

  1. увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 61,8 %;
  2. увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, до 64,9%;
  3. увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему реабилитации и абилитации инвалидов, до 100 % к 2024 году;
  4. увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и абилитации, до 76,9 %;
  5. увеличение доли детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и абилитации, до 78,8 %;
  6. увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов в Российской Федерации до 51,7 %.

 Что дает госпрограмма “Доступная среда” инвалидам

В рамках госпрограммы “Доступная среда” для инвалидов предусмотрены следующие меры по улучшению качества жизни:

  1. снижение сроков оказания государственных и муниципальных услуг, прохождения освидетельствования в МСЭ;
  2. обеспечение инвалидам, в том числе использующим кресла-коляски и собак-проводников, условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям);
  3. обеспечение инвалидам, в том числе использующим кресла-коляски и собак-проводников, условий для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского, пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации;
  4. установка средств, обеспечивающих дублирование звуком световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации;
  5. повышение качества мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
  6. создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных организаций;
  7. укрепление материально-технической базы организаций по адаптивной физкультуре и спорту;
  8. реализацию прав инвалидов на реабилитацию и обеспечение техническими средствами реабилитации;
  9. создание сети базовых профессиональных образовательных организаций с приоритетным зачислением инвалидов.

Для реализации указанных мер государство будет перечислять субсидии субъектам РФ. Регионы должны были до конца 2019 года утвердить собственные программы по основным направлениям социальной защиты и реабилитации инвалидов.

Повышение уровня занятости на 2021 – 2024 годы:

Распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2020 г. № 2655-р Утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 – 2024 годы.

Интересные статьи по теме «Доступная среда» можно найти на нашем сайте, перейдя по ссылке, а также посмотреть на данную тему вебинары на тему «Доступная среда для людей с инвалидностью» и «Доступная среда в сфере потребительского рынка».

 «Доступная среда» в городе Москве

В городе Москве в настоящее время очень развита и продолжает развиваться для маломобильных граждан городская инфраструктура, оказание помощи в городском транспорте, создание низкопольных видом общественного транспорта, проходят конкурсы, тендеры на устаановку подъемных платформ в многоквартирных домах.

 Дом и квартира

В жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств. Сейчас это оборудование ждут в 592 домах, где живут инвалиды.

Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы.

 Городская инфраструктура

Более доступными для инвалидов стали объекты городской инфраструктуры. Сегодня для нужд маломобильных граждан приспособлено уже 85 процентов всех социально значимых объектов.

Особое внимание уделяется созданию комфортной среды в учреждениях системы образования.

В новых школах и детских садах появляются пандусы и лифты, что позволяет посещать эти образовательные учреждения маломобильным детям.

 Транспорт

Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан. Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.

Более комфортным стал и метрополитен. На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров. 

  • Пассажиры могут оформить заявку на сопровождение и получить более подробную информацию:
  • – позвонив по телефонам поддержки: 8 495 622-73-41 и 8 800 250-73-41 (бесплатный вызов);
  • – в мобильном приложении «Метро Москвы» 

– заполнить соответствующую форму на сайте www.mosmetro.ru.

  1. Время обслуживания пассажиров с 05:30 до 01:00.
  2. Для пассажиров с нарушениями слуха ежедневно с 05:30 до 01:00 работает горячая СМС-линия: +7 (926) 250-47-80. 
  3. Сотрудник ЦОМП оперативно ответит на вопрос (как работает метро, как добраться до нужной станции или достопримечательности, вызов дежурного в экстренной ситуации).
  4. Помощь оказывают в передвижении маломобильным пассажирам:
  5. – в метрополитене;
  6. – по территории вокзалов до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения;
  7. – до автовокзалов города Москвы;
  8. – на «Аэроэкспрессе»;
  9. – по городской территории до социальных объектов;
  10. – по Московскому центральному кольцу.
  11. Также в городе Москве онлайн, через портал Госуслуг или mos.ru, можно оформить такие услуги как:
  12. – оформление льготы за оплату городского телефона;
  13. – оформление субсидии на оплату услуг ЖКХ;
  14. – подать заявление на льготное питание;
  15. – оформить компенсацию за приобретенные технические средства (Выплата на приобретение технического средства реабилитации: столик прикроватный; стул для ванны и душа; сиденье для ванны; ступенька для ванны; насадка на унитаз; доска для ванны; доска для пересаживания);
  16. – оформление сертификата на отдых и оздоровление детей-инвалидов;
  17. – оформление ежемесячной компенсации лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом либо инвалидом с детства до 23 лет;
  18. – оформление ежемесячной компенсации на ребенка неработающих родителей – инвалидов 1 или 2 группы;
  19. – получить ежемесячную компенсацию детям-инвалидам либо инвалидам с детства до 23 лет, потерявшим кормильца;
  20. – подать заявление на получение социальных услуг;
  21. – получение жилья инвалидами с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, использующими кресла-коляски;
  22. – оказание помощи в трудоустройстве.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]