Нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья
Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.
), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.)и другие.
Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.
В нем определены основные принципы охраны здоровья; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; организация охраны здоровья; охрана здоровья матери и ребенка; вопросы семьи и репродуктивного здоровья; медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также медицинских организаций; программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; организация контроля в сфере охраны здоровья; ответственность в сфере охраны здоровья.
- Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
- Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
- Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
- Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
- Статья 4 Федерального закона закрепляет основные принципы охраны здоровья:
- 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- 3) приоритет охраны здоровья детей;
- 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- 6) доступность и качество медицинской помощи;
- 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- 9) соблюдение врачебной тайны.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
- Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.
- При оказании медицинской помощи обеспечивается приоритет интересов пациента (ст.6), который реализуется путем:
- 1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
- 2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
- 3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
- 4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
- 5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
- 6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
- Закон закрепляет приоритетное право детей на охрану здоровья, независимо от их семейного и социального благополучия, а также приоритетные права при оказании медицинской помощи.
- Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
- Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
- 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
- 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
- 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
- 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
- 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
В 1991 году 28 июня был введен в действие ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1.Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
- Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
- Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
- Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
- В 2010 году 29 ноября был принят новый Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» N 326-ФЗ,которыйрегулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
- Основными принципами осуществления обязательного медицинского
- страхования являются:
- 1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
- 2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
- 3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;
- 4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;
- 5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
- 6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
Отдельные виды медицинской деятельности регулируются Федеральными законами РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (2012 г.), а также «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.
), «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекции) (1995 г.), «Об обращении лекарственных средств» (2010 г.), «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (2001 г.
), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.) и другие.
- В системе подзаконных актов важное место занимают Указы Президента России и Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере здравоохранения:
- — Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»;
- — Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 656 «Об организации охраны психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;
- — Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;
— Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)».
В настоящее время в РФ действуют разработанные Правительством федеральные целевые программы Программа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и др.
В РФ принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Правительством РФ 25 марта 1996 г. установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, независимо от правовой формы, а также физическими лицами, осуществляемыми предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июля 1995 г. «О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров», разработана и действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.02.95 г.) предусмотрено, что для занятия указанной деятельностью необходимо сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста и лицензию.
Основные нормативные документы в сфере охраны здоровья населения
Основные нормативные документы в сфере охраны здоровья населения, в том числе при оказании платных услуг.
1.Основным законом Российской Федерации, в соответствии с которым формируется вся нормативная правовая база здравоохранения, является принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации.
Во второй главе Конституции сформулирован ряд прав и свобод граждан, касающихся охраны здоровья и жизни любого человека, деятельности медицинских работников, и установлены следующие принципы:
- о праве на жизнь (ст. 20);
- об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);
- о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);
- о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);
- о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41);
- о праве на благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением (ст. 42).
2.В соответствии с Конституцией РФ принят Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Среди основных принципов охраны здоровья — доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья.
Законодательством определены права граждан при оказании им медико-социальной помощи.
Представим их в виде следующих групп:
- Право на оказание медицинской помощи (статья 19). Прежде всего – это право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала (статья 6). Бестактное и пренебрежительное отношение к больному может принести огромный вред здоровью и послужить поводом к требованию возмещения морального вреда в соответствии с ГК РФ.
Пациент имеет право на выбор врача с учетом его согласия ( статья 21). Если больной отказывается от лечения у конкретного специалиста, это не значит, что его можно оставить без медицинской помощи.
Право на выбор ЛПУ в соответствии с договорами медицинского страхования дает пациенту возможность лечиться в том медицинском учреждении, где он посчитает нужным ( статья 21).
Больной имеет право на лечение и обследование в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (статья 19).
Право на проведение по просьбе пациента консилиума и консультации других специалистов способствуют более полному обследованию больного (статья 19). Однако каждая консультация должна быть обоснована.
Больной имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством (статья 19). Недопустимо применение методов лечения или диагностики без должного обезболивания. За подобные действия предусмотрена уголовная ответственность.
Законодательство предоставляет пациенту право информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (статья 20).
- Право на получение информации о состоянии своего здоровья (статья 22).
Закон позволяет гражданину непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получить консультацию у других специалистов. Не допускается ограничение предоставления информации в зависимости от диагноза пациента. По желанию пациента ему могут быть предоставлены копии медицинских документов, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.
Для проведения медицинского вмешательства необходимо получить добровольное согласие пациента (статья 20).
Если состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос решается консилиумом врачей специалистов, а при невозможности его созыва – лечащим или дежурным врачом с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения.
Если пациент не достиг 15-летнего возраста или не дееспособен, согласие на медицинское вмешательство дают его законные представители, при их отсутствии консилиум, а при невозможности его созыва – лечащим или дежурным врачом с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения.
Пациент имеет право на:
- Сохранение в тайне информации о факте его обращения за медицинской помощью, информации о состоянии его здоровья, диагнозе, иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; (статья 13).
- Информацию о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья;
- Выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана эта информация.
Пациент имеет право требовать допуска к нему священнослужителей и адвокатов.
Законодательством РФ устанавливается уголовная ответственность должностных лиц за сокрытие актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о различных факторах, воздействующих на организм человека. (статья 23).
III. Право на отказ от медицинского вмешательства (статья 20).
Отказ от медицинского вмешательства при осведомлении о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо его законным представителем и медицинским работником.
Однако существуют случаи, когда оказание медицинской помощи допускается без согласия граждан или их законных представителей (это касается лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, также лиц, совершивших общественно опасное деяние). Под оказанием медицинской помощи в данном случае понимают медицинское освидетельствование, госпитализацию, изоляцию, наблюдение.
Медицинское освидетельствование и наблюдение без согласия пациента может назначать врач, решение о госпитализации выносит суд.
- Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года (ред. 28.12.2013 №390ФЗ)
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года.
Принятие этого закона поднимает на новый уровень регулирование отношений, возникающих в связи с проведением обязательного медицинского страхования граждан России.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона №326-ФЗ лица, застрахованные по ОМС, имеют законодательно закрепленные права.
- Право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
- Право на выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.
- Право на замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случаях, оговоренных законом.
- Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи.
- Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.
- Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
- 4. Порядок предоставления платных услуг определён постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
Текст постановления размещён на информационном стенде в холле.
- Законом Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями от 5 мая 2014 г.)
- регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяются механизмы реализации этих прав.
- ГЛАВА 39. ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
- Статья 779. Договор возмездного оказания услуг
- По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
- Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
- Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг
- Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
- Статья 781. Оплата услуг
- Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
- В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
- В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Статья 782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг
- Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
- Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Статья 783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг
Общие положения о подряде (статьи 702 — 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 — 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 — 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
На основании перечисленных документов в ООО Медицинский центр «Брак и семья «Аполлон+» разработаны Правила внутреннего распорядка для пациентов
Система законодательства об охране здоровья граждан
10346
Элементы регулирования медицинской деятельности появились со времен зарождения медицины. Существовавшие на разных этапах развития человеческого общества правила и обычаи ни могли не затронуть взаимоотношений пациента и врача. Однако в нашей стране длительное время отсутствовало подробное правовое регулирование профессиональной деятельности медицинских работников. Если медицина и соприкасалась с правом, то в большинстве случаев с уголовным. В последние десятилетия реформы социально-экономического уклада прогресс медицины, появление наряду с государственной и муниципальной частной системы здравоохранения вызвали необходимость радикальных изменений действующей системы правового регулирования общественных отношений, связанных с медицинской деятельностью. В связи с этим значительно изменилась нормативная правовая база в сфере здравоохранения, вступили в силу новые федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Изменилась и правовая ситуация в здравоохранении — медицина стала более доступна для претензий и исков пациентов, поэтому сегодня каждый медицинский работник должен четко знать не только свои права и обязанности, но также права и обязанности пациента при оказании ему медицинских услуг. Он должен знать основы юриспруденции, иметь представление о той ответственности, которая наступает в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих профессиональных обязанностей. Эти требования могут быть соблюдены только при наличии соответствующей нормативной правовой базы. Основным законом Российской Федерации, в соответствии с которым формируется вся нормативная правовая база здравоохранения, является принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации. Во второй главе Конституции сформулирован ряд прав и свобод граждан, касающихся охраны здоровья и жизни любого человека, деятельности медицинских работников, и установлены следующие принципы: • о праве на жизнь (ст. 20); • об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21); • о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38); • о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39); • о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41); • о праве на благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением (ст. 42). В соответствии с Конституцией РФ в 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее — Основы), которые стали правовой базой для развития законодательства в области здравоохранения (с учетом внесенных в 1998, 1999, 2000, 2003-2008 годах изменений). В Основах впервые на законодательном уровне проблема здоровья населения стала рассматриваться как общегосударственная, и правовые нормы охватили широкий круг общественных отношений, а не только системы здравоохранения. В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья граждан рассматривается как совокупность мер политического, экономического, правовою, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В Основах определены основополагающие принципы охраны здоровья граждан. • соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; • приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; • доступность медико-социальной помощи; • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; • ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Также в Основах изложены основные задачи законодательства в области здравоохранения, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и др. В соответствии с Конституцией и Основами отдельные виды медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами. Так, общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по пересадке органов и тканей человека, сформулированы в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Трансплантация органов и тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации только в том случае, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Заключение о смерти дается на основании констатации необратимой гибели всего головного мозга. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи, Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Общие правила, регламентирующие отношения, связанные с донорством крови и ее компонентов, сформулированы в Законе Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов». Согласно этим правилам, донорство крови и ее компонентов — это свободно выраженный добровольный акт. Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование. Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред. Медицинскую деятельность по иммунопрофилактике инфекционных болезней регулирует Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Иммунопрофилактика инфекционных болезней — это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок согласно Национальному календарю профилактических прививок. Он устанавливает сроки и порядок осуществления гражданам профилактических прививок.
Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза» устанавливает правовые основы государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Этот закон определяет правд и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением или госпитализированных в связи с туберкулезом, а также медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, порядок организации оказания противотуберкулезной помощи, порядок установления диспансерного наблюдения и др.
Общие правила, регулирующие медицинскую деятельность но предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, сформулированы в Федеральном законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Согласно этому закону, ВИЧ-инфицированные граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами в соответствии с действующим законодательством. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции. Медицинское освидетельствование граждан на наличие у них ВИЧ-инфекции в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий, перечень которых утверждается Правительством РФ. Работники государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сформулированы общие правила оказания психиатрической помощи. В законе зафиксированы гарантии государства в области оказания психиатрической помощи; права лиц, страдающих психическими расстройствами, и ограничения в правах; порядок осуществления принудительных мер медицинского характера в отношении таких лиц; права, обязанности и меры социальной зашиты врачей-психиатров, иных специалистов и медицинского персонала, участвующих в оказании психиатрической помощи; порядок проведения психиатрического освидетельствования, оказания консультативно-лечебной помощи психиатрического профиля, диспансерного наблюдения, госпитализации (добровольной и недобровольной) лиц, страдающих психическими расстройствами, и помещения их в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения. Общие правила, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ в медицинской практике, сформулированы в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в особый Перечень. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах: • государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ; • приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; • лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ. В России запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Система медицинского страхования (обязательного и добровольного) является основанием возникновения обязательства по оказанию медицинской помощи гражданам нашей страны. Она выступает в качестве формы социальной зашиты интересов населения в области охраны здоровья. Подробно вопросы медицинского страхования рассмотрены в главе 8. Рядом нормативных правовых актов регулируется медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. В соответствии с разделом VII Основ она осуществляется путем искусственною прерывания беременности, медицинской стерилизации и искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности. Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина — независимо от возраста и наличия детей. Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которые осуществляются в лицензированных учреждениях при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Также к системе законодательства об охране здоровья относятся такие законы, как: • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; • «О радиационной безопасности населения»; • «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; • «О лекарственных средствах»; • «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; • «Об ограничении курения табака». Кроме того, к правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с медицинской деятельностью, регулируются в рамках различных отраслей права — трудового, гражданского, административного, уголовного и др. О.П. Щепин, В.А. Медик
Опубликовал Константин Моканов
- Основные проблемы биоэтики В связи с большими достижениями биологической и медицинской пауки и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. врач в исключительных случаях вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числ… Здоровье и здравоохранение
- Ответственность за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Здоровье и здравоохранение
- Экономические основы здравоохранения в Российской Федерации. Источники финансирования здравоохранения В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая — бесплатная, за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений. Вторая — платная, за счет средств граждан… Здоровье и здравоохранение
- Классификация медицинских информационных систем Актуальность проблемы внедрения информационных систем в здравоохранение определяется, прежде всего, необходимостью повышения эффективности процессов управления здравоохранением, качества оказываемой населению медицинской помощи. До середины 70-х годов прошлого столетия развитие информатизации отстав… Здоровье и здравоохранение
- Оплата труда в здравоохранении Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая. Здоровье и здравоохранение
- Этические нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента Взаимоотношения врача и пациента представляют центральную проблему классической медицинской этики. И в прошлом, и сегодня эти взаимоотношения остаются непростыми и не всегда бесконфликтными. Сложности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач не всегда пытается понять больного как личность с… Здоровье и здравоохранение
- Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности В 2008 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала. Здоровье и здравоохранение