Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам

Альвианская Н.В.

  • Высшая школа организации и управления здравоохранением –
  •  Комплексный медицинский консалтинг (ВШОУЗ–КМК), 115035, г. Москва, Российская Федерация
  • Около 80% средств, выделяемых в здравоохранение из государственных источников, финансируется по территориальным программам государственных гарантий, ежегодно утверждаемых и реализуемых всеми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
  • В настоящей статье на основе свода и анализа утвержденных территориальных программ государственных гарантий всех субъектов РФ за 3 последних года выявляются особенности их финансового обеспечения в 2018– 2020 гг.

«Деятельность любой системы здравоохранения оценивается по результатам – по улучшению здоровья населения, по объективным показателям качества и доступности медицинской помощи, а также на основании мнения пациентов.

Эти показатели, в свою очередь, определяются требуемым объемом государственного финансирования здравоохранения и эффективностью управления.

И это понятно, поскольку от объемов финансирования зависят показатели обеспеченности врачами, стационарными койками, доступность для населения бесплатных лекарственных средств, диагностических исследований. А эффективное управление позволяет распределить имеющиеся ресурсы на приоритетные направления» [1, с. 214]. 

Государственное финансирование российского здравоохранения еще с конца 1990-х годов переведено на программно-целевые основы управления.

С тех пор и до настоящего времени свыше 85% средств, выделяемых в отрасль из государственных источников, финансируется по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе около 80% – по территориальным программам государственных гарантий, ежегодно утверждаемым и реализуемым всеми органами государственной власти субъектов РФ [2, с. 52–52]. 

Настоящая статья посвящена анализу утвержденных территориальных программ государственных гарантий 2018–2020 гг. и имеет своей целью выявление особенностей их финансового обеспечения с позиций дальнейшего влияния на деятельность системы здравоохранения.

Поскольку мониторинг и оценка реализации территориальных программ государственных гарантий являются исключительной прерогативой соответствующих государственных органов, в статье для целей аналитического исследования используются показатели утвержденных территориальных программ государственных гарантий субъектов РФ 2018–2020 гг., опубликованных в режиме открытого доступа.

Для обеспечения практической значимости результатов анализа в исследовании используются показатели территориальных программ государственных гарантий, утвержденных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ в последней редакции соответствующего финансового года.

Применение данного подхода основывается на глубоком знании существующей практики приведения субъектами РФ первоначально утвержденных территориальных программ в соответствие с реальными ожидаемыми результатами их исполнения при завершении финансового года. 

Анализ финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий 

Нормативно-правовые основы формирования территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (далее – территориальные программы государственных гарантий) изложены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ). 

  1. Согласно нормам Федерального закона № 323-ФЗ, разработка, утверждение и реализация территориальных программ государственных гарантий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации [3]. 
  2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют и утверждают территориальные программы государственных гарантий в соответствии с Программой государственных гарантий, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
  3. Программой государственных гарантий устанавливаются перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. 

Средние нормативы объема медицинской помощи в расчете на 1 жителя и на 1 застрахованное лицо, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленные Программами государственных гарантий 2018–2020 гг. представлены в табл. 1–4. 

Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам

Анализ приведенных показателей позволяет не только определить динамику средних нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на ее предоставление в течение 2018–2020 гг.

, но, что более важно, выявить значительное расширение нормативных требований к объемам и финансовому обеспечению медицинской помощи по видам и условиям оказания.

Данный вывод следует из анализа перечня средних нормативов объемов медицинской помощи, оказываемой как за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, так и за счет средств обязательного медицинского страхования. Так, если в 2018 г.

объемы оказания медицинской помощи по Программе государственных гарантий регламентировались установлением 14 средних нормативов объема медицинской помощи в расчете на 1 жителя и на 1 на застрахованное лицо (включая средний норматив объема высокотехнологичной медицинской помощи, не распределенный между источниками финансового обеспечения), то в 2020 г. указанные объемы регламентировались установлением уже 27 нормативов. Таким образом, за 2 года число нормативных показателей, регламентирующих объемы предоставляемой бесплатной медицинской помощи по отдельным ее видам и условиям оказания, соответственно, нормативов финансовых затрат, практически удвоилось. 

Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам

При этом наибольшие изменения отмечаются по медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. По указанному виду медицинской помощи в Программах государственных гарантий 2019 и 2020 гг.

дополнительно введены показатели средних нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на посещения по паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому, включая посещения выездными патронажными бригадами; на комплексные посещения для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний; на комплексные посещения для проведения профилактических медицинских осмотров, а также на такие востребованные исследования, необходимые для диагностики заболеваний и состояний, включая раннюю диагностику онкологических заболеваний, как МРТ, КТ, УЗИ сердечно-сосудистой системы, молекулярно-диагностические и гистологические исследования. 

Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам

Что касается динамики значений нормативных показателей, ранее преимущественно выявлялись тенденции сокращения нормативов объемов медицинской помощи при одновременном приросте нормативов финансовых затрат на ее предоставление [4, с. 60–69]. Однако на этот раз дополнительно отмечается новая тенденция одновременного прироста и объемов медицинской помощи и финансовых затрат по отдельным видам и условиям оказания медицинской помощи. 

В частности, в 2020 г.

прирост среднего норматива объема комплексных посещений для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний – на 13,1%, сопровождается одновременным приростом финансовых нормативов затрат на указанные посещения на 72,8%. Прирост средних нормативов объема стационарной помощи по профилю «Онкология» на 10% и по медицинской реабилитации на 25% сопровождается одновременным приростом средних нормативов финансовых затрат на 31,5 и 4,2% соответственно. Прирост средних нормативов объема медицинской помощи в условиях дневного стационара по профилю «Онкология» в 2020 г. на 10% также сопровождается одновременным приростом среднего норматива финансовых затрат на 10%. 

Принимая во внимание значительные темпы прироста указанных показателей и наличие данной тенденции в сфере обязательного медицинского страхования, можно рассматривать указанную тенденцию не только с позиций опережающего роста объемов финансового обеспечения по определенным видам и условиям оказания медицинской помощи, но и с позиций значительного расширения емкости рынка в данном сегменте обязательного медицинского страхования. 

Средние подушевые нормативы финансирования по программам государственных гарантий 2018–2020 гг. (без учета средств федерального бюджета) представлены в табл. 5.

Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам

В течение указанного периода размеры среднего подушевого норматива финансирования увеличились. Однако его прирост за счет бюджетных ассигнований отмечается только в 2020 г. – на 104,7 руб., или на 3%.

Подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования увеличился в 2019 г. – на 987,5 руб., или на 9,1%, в 2020 г. – на 899 руб., или на 7,6%.

В целом за 2 года подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования возрос на 1886,5 руб., или на 17,4%, с опережением по темпам прироста по сравнению с нормативом бюджетного финансирования на 14,4%.

Суммарный размер среднего подушевого норматива финансирования программы государственных гарантий (без учета средств федерального бюджета) в 2020 г. составил16292,6 руб., с приростом к 2019 г. на 1003,7 руб., или на 6,6%, и общим приростом за 2018–2020 гг. – на 13,9%. 

В 2018–2020 гг. формирование территориальных программ государственных гарантий осуществлялось в соответствии Постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г.

Читайте также:  Материнский капитал на обучение в 2021 году: можно ли, документы, условия и варианты

и плановый период 2019 и 2020 годов», от 10 декабря 2018 г. № 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг.», от 7 декабря 2019 г.

№ 1610 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг.». [5–7]. 

Во исполнение п. 2 вышеуказанных Постановлений Правительства Российской Федерации в 2017–2019 гг.

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования разъяснялись вопросы формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объемов медицинской помощи [8–10]. 

Одновременно в 2019 и 2020 гг.

Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направлялись для руководства и использования в работе Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. 

Анализ нормативных правовых актов субъектов РФ за 2018–2020 гг.

по утверждению территориальных программ государственных гарантий подтверждает их соответствие требованиям, установленным вышеуказанными постановлениями Правительства РФ, а также методическим рекомендациям и разъяснениям Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части определения объемов финансового обеспечения территориальных программ. Вместе с тем по ряду субъектов РФ отмечаются отклонения в сроках утверждения территориальных программ государственных гарантий от рекомендованных постановлениями Правительства РФ сроков, а также отступление от требований определения объемов финансового обеспечения территориальных программ по его источникам, видам и условиям оказания медицинской помощи. 

Реформа ОМС – что в 2021 году изменилось после принятия изменений в Федеральный закон?

Программа государственных гарантий в 2021 году: особенности, формы и виды помощи гражданам

Конституция Российской Федерации в статье 41 гарантирует оказание в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатной медицинской помощи, в том числе, за счет средств страховых взносов. Правоотношения, предметом которых являются права и обязанности сторон в связи с оказанием указанной медицинской помощи, регламентируются федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об ОМС»). Под данным видом обязательного социального страхования нормативный акт понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая (заболевание или иное состояние здоровья застрахованного лица) гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи.

Положения Конституции уточняются в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где указывается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации и устанавливает перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, для которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств ОМС медицинской помощи на всей территории Российской Федерации. Территориальная программа ОМС определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты.

Так, еще в 2017 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г.

получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

Какой будет медицинская помощь в 2021 году

Его ресурсы, его проколы, его герои и антигерои — страна с тревогой и надеждой следила за всеми новостями с фронта борьбы с неожиданной напастью. Но неспешный корабль законотворчества плыл курсом, намеченным еще в 2019 году. И до некоторых важных причалов доплыл уже в этом.

С 1 июня с.г. должна была начаться программа по модернизации первичного звена здравоохранения. Однако в связи с пандемией коронавируса запланированную работу решено перенести на следующий год, сообщила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.

В Москве врачи центра телемедицины провели более 820 тысяч консультаций

Она подчеркнула, что отсрочка необходима регионам для «переосмысления» подготовленных программ модернизации. Хотя многие регионы уже внесли и финансовые, и организационные изменения в региональные системы здравоохранения — пандемия заставила. Но процесс далеко не закончен.

В ноябре Госдума, наконец, приняла закон о реформе системы обязательного медицинского страхования (ОМС). По мнению одних экспертов, он драматически изменит ситуацию в здравоохранении, по мнению других, это изменения чисто административные, не затрагивающие главной проблемы — хронической нехватки средств.

Например, по новому закону Федеральный фонд обязательного медстрахования (ФФОМС) получит полномочия по контролю и финансированию помощи, которую оказывают в федеральных медцентрах.

То есть страховые компании отодвинут от расчетов за медицинскую помощь и контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления такой помощи, а также от предъявления претензий и исков за причинение вреда здоровью застрахованных.

На практике это означает, что федеральные медцентры перестанут зависеть от десятков страховых компаний. То есть от денег, которые приносят застрахованные в них пациенты, но и от штрафов, которые те могли предъявлять в случае ошибок и недочетов. И теперь у федералов будет один добрый заказчик и один строгий контролер в лице ФФОМС.

Кроме того, закон меняет и механизм оплаты медпомощи, оказываемой федеральными центрами в рамках базовой программы ОМС. До 2020 года ФФОМС напрямую финансировал оказание ими помощи за пределами базовой программы ОМС. С 2021 года в бюджете фонда будут отдельно прописаны средства на специализированную, в том числе высокотехнологичную, медпомощь и по базовой программе.

До сих пор федеральные медорганизации, включая университетские клиники, финансировались регионами по остаточному принципу, пояснил председатель Комитета по охране здоровья Госдумы Дмитрий Морозов. В результате зарплаты их сотрудников оказались в разы меньше, чем в городских и областных больницах.

В итоге из таких клиник, где разрабатываются новые методы лечения и куются высококвалифицированные кадры, лучшие специалисты стали уходить. Теперь ситуация изменится, региональные власти смогут не отвлекать на федеральные клиники средства, которых и так не хватает.

А пациенты, которым нужна специализированная помощь, получат ее быстрее и на самом высоком уровне. Нормативы объемов и порядок установления тарифов на ее оплату будет устанавливать правительство РФ. Кроме того, федеральные медцентры будут напрямую заключать договоры с ФФОМС.

Все это делается, несомненно, для спрямления финансового потока, предотвращения утечек из него и повышения эффективности расходования средств. Удастся ли достичь цели, покажет практика.

Врач назвал маскирующий коронавирус под другие болезни симптом

Из других новаций важно, что ФФОМС будет вести единый реестр организаций, работающих в системе ОМС. В большинстве своем это муниципальные и региональные лечебные учреждения.

По новому закону направить в фонд заявку на распределение объемов предоставления специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной могут и федеральные медцентры.

Тогда фонд включит в единый реестр и их.

Кроме того, будет, наконец, создана государственная информационная система ОМС, оператором которой станет тот же ФФОМС. В нем будет содержаться вся информация о застрахованных лицах и медпомощи, которую им окажут. Это должно положить конец неразберихе и припискам в отчетности.

Закон сокращает и норматив средств, предоставляемых терфондом ОМС страховым компаниям на расходы на ведение дел по ОМС.

Сегодня это 1-2 процента от суммы средств, поступивших в них по дифференцированным подушевым нормативам. Теперь его урежут до 0,8-1,1 процента.

Страховщики предупреждают о разорении мелких страховых организаций, крупные же компании помалкивают: у них число клиентов в результате может вырасти.

  • В следующем году произойдут изменения и в программе государственных гарантий оказания медицинской помощи.
  • Основные из них:
  • — увеличится объем паллиативной амбулаторной медпомощи, в том числе и в рамках патронажа на дому;
Читайте также:  Группы инвалидности: классификация по заболеваниям и размер пенсии

Врач рассказал о способах избавления от головной боли без лекарств

  1. — вырастет финансирование койко-дня в паллиативном отделении стационаров;
  2. — вырастет финансирование других видов медпомощи в условиях амбулатории, дневного и круглосуточного стационаров;
  3. — увеличатся расходы на оплату труда медиков — на 5,8 процента, на приобретение лекарств и прочие расходы — на 3,7 процента;
  4. — проиндексированы подушевые нормативы финансирования: на 2021 год — на 3,7 процента, на 2022 и 2023 годы — на 4 процента в каждом.
  5. Напомню, в 2020 году средний подушевой норматив финансирования в рамках базовой программы (то есть средства, выделяемые на одного застрахованного по ОМС на год), составлял 12696,9 рубля, на 2021 год он будет уже 13531,4 рубля.

Идет также кропотливая, незаметная для пациентов, но важная и для нас всех работа по совершенствованию многих нормативных документов здравоохранения: порядков, стандартов, клинических рекомендаций.

Например, порядок медицинской реабилитации взрослых пациентов. Проект предусматривает, в числе прочей, помощь психологическую. Стоит ли говорить, что после пандемии она может понадобиться многим.

Новый порядок должен вступить в силу уже с 1 января 2021 года.

Атака коронавируса и вынужденная мобилизация системы здравоохранения оказались тем самым потрясением, которое показало истинное место и масштаб этой социально значимой сферы. И высветило проблемы. Во-первых, нехватка финансирования.

«Финансирования в 3-3,3 процента ВВП недостаточно, особенно в сложные периоды, когда на здравоохранение приходится основная нагрузка, — считает член Комитета по социальной политике Совета Федерации Владимир Круглый. — Поэтапно финансирование надо увеличивать». По словам сенатора, дополнительных средств может потребовать и программа модернизации первичного звена здравоохранения.

Во-вторых, необходимость системных реформ в управлении здравоохранением.

— Сейчас оно раздроблено на 5 центров, принимающих решения, — заявил «РГ» член Комитета по охране здоровья Госдумы Александр Петров.

— Элементарный вопрос — потребовалось увеличить выпуск медицинских масок и лекарств во время пандемии. За разные участки этой работы отвечают минздрав, минпромторг, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, ФМБА.

И каждое ведомство действует самостоятельно. Это странная ситуация, о которой мы говорим уже года три.

Доказательство от противного

В-третьих, пандемия показала острую необходимость скорейшей цифровизации отрасли, которая идет уже более 10 лет, на которую затрачены миллиарды рублей, а результаты весьма скромные.

Врачи с физиками разработают новые неинвазивные методы диагностики

— Практически вся активность в этой сфере сводится к созданию инфраструктуры, а не к достижению целей, значимых для работников здравоохранения и пациентов, — заявил «РГ» президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава России по использованию информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения Михаил Эльянов. — Очень мало сделано для создания компьютерных систем, которые могут быть использованы для развития первичной медико-санитарной помощи, борьбы с сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями. До сих пор не создана полноценная электронная медицинская карта, что в принципе исключает переход к электронному документообороту. Пока цифровизация не облегчает работу врача, а нередко лишь затрудняет ее.

Период пандемии еще раз доказал важность цифровых технологий — например, взрывной рост показала телемедицина.

Если прошлым летом участники рынка прогнозировали ее рост на 40-50 процентов в течение ближайших лет, то с началом пандемии число телемедицинских консультаций выросло в несколько раз, оказавшись незаменимым инструментом и в борьбе с COVID-19, и в организации помощи другим плановым и экстренным пациентам.

В-четвертых, этот год показал ошибочность некоторых организационных решений — в частности, «урезания» инфекционной службы, закрытия многих профильных стационаров, сокращения подготовки врачей-инфекционистов и эпидемиологов.

— Инфекция была, есть и будет, она никогда от нас никуда не денется, — напомнил «РГ» завкафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии лечебного факультета РНИМУ им. Пирогова, профессор Владимир Никифоров. — И как только мы расслабимся и вообразим себя хозяевами природы, тотчас же один маленький вирус за полгода покажет, куда мы все годны со всеми своими нанотехнологиями.

С другой стороны, этот период показал все возможности системы для перегруппировки сил, использования современных технологий строительства новых больниц — из инновационных материалов, с современной идеологией и аппаратурой.

Лишний раз стало ясно, что не нужно строить для медицины дворцы из мрамора и золота, нужны конструктивные, удобные, мобильные — и недорогие — здания, которые не жалко будет через 20 лет разобрать, чтобы построить еще более современные.

Врач рассказала, кому могут отказать в вакцинации от COVID-19

В-пятых, пандемия впервые так остро на государственном уровне поставила вопрос о ценности каждой человеческой жизни. И, возможно, впервые в истории страны сделала приоритетом именно ее, а не экономическую целесообразность.

— Шок от пандемии с большой вероятностью приведет к расширению зоны и масштаба публичной ответственности за жизнь и здоровье граждан, — считает ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов.

— Цифровая революция предоставляет приемлемые по цене решения в этой области.

Ранняя диагностика и удаленный контроль состояния больных, бесплатное или льготное обеспечение лекарствами — все это, в конечном счете, может изменить соотношение страховой и государственной медицины в пользу последней.

Наконец, после пандемии наше общество, возможно, дозреет до переоценки роли и понимания зоны ответственности врачей.

В последние годы их чохом приравняли к обслуживающему персоналу, а оплата этого важнейшего для общества труда поставила их в необходимость работать за двоих и часто даже за троих — что отнюдь не способствует качеству.

Теперь мы все видим, как они в сложнейших условиях, не требуя оваций и благодарности, каждый день рискуют жизнью — своей и своих близких, чтобы спасти нас. Называть это услугами просто нечестно.

Программа госгарантий медпомощи на 2021 год — кусочек социального счастья при проблемах со здоровьем, подкрепленный финансами?

  • Каждый год в конце декабря Правительство РФ утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий и два последующих года – документ, в котором устанавливаются виды и формы медицинской помощи и условия ее предоставления без взимания оплаты с граждан.
  • Постановлением Правительства РФ 28 декабря 2020 года №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
  • В документе 250 страниц.
  • Выделю его основные моменты для медицинских и страховых организаций, граждан, медицинских работников.
  • Для медицинских и страховых организаций

Финансовое обеспечение страховых и медицинских организаций продолжает осуществляться без учета предоставления объемов медицинской помощи застрахованным лицам в размере 1/12 годового финансирования

  1. Финансовое обеспечение страховых и медицинских организаций продолжает осуществляться без учета предоставления объемов медицинской помощи застрахованным лицам в размере 1/12 годового финансирования.
  2. При этом стоимость утвержденной территориальной программы ОМС не может превышать размер бюджетных ассигнований на ее реализацию, установленный региональным законом о бюджете терфонда.
  3. Для медицинских работников

Приоритетный порядок индексации заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь

Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в региональных организациях.

Остаются стимулирующие денежные выплаты:

врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;медицинским работникам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации;врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Читайте также:  Лицензия на дезинфекцию: нужна ли, законодательная база и решение ВС РФ

Для пациентов

В 2021 годуо остаются прежними сроки ожидания плановой медицинской помощи

Остаются прежними сроки ожидания плановой медицинской помощи:

  • сроки ожидания приема врачами-терапевтамиучастковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание не должны превышать 3 рабочих дней;
  • сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание);
  • сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно — резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медикосанитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения;
  • сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
  • срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3 рабочих дней с момента постановки диагноза онкологического заболевания;
  • сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния);
  • время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова, при этом время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обосновано скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
  • На основе постановления 28 декабря 2020 года №2299 в регионах формируются Территориальные программы госгарантий, параметры которых не могут быть ниже (хуже) чем в этом постановлении.
  • Из данного документа (постановления 28 декабря 2020 года №2299 ) следует, что всем субъектам, участвующим в реализации Программ госгарантий (медицинским и страховым организациям, гражданам, медицинским работникам) со стороны государства предоставляется определенный кусочек социального счастья в виде установленных прав и обязанностей при проблемах со здоровьем, подкрепленный наличием финансирования за счет федерального, регионального бюджетов и бюджета ОМС.
  • А что вы думаете по этому поводу?
  • Подписывайтесь на канал медицинского юриста!
  • Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх».

Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно.

Публикации медицинского юриста Алексея Панова

Тарифная стоимость медицинской услуги в ОМС меньше ее себестоимости. Откуда брать разницу?

Федеральные медицинские центры останутся под воздействием штрафных санкций, но есть особенности

Федеральный фонд ОМС примет на работу 127 человек. Для чего?

Федеральные учреждения здравоохранения выйдут из-под контроля страховых компаний. Что изменится для врачей и пациентов?

Государство намерено взять ответственность за качество медицинской помощи! Хватит ли сил и компетенции?

Голикова ждет предложений от Минздрава и Фонда ОМС по изменению подходов к объёму, срокам и качеству медпомощи

© Алексей Панов, 2021

Правительство утвердило программу госгарантий на бесплатную медпомощь

https://ria.ru/20210104/medpomosch-1591946068.html

Правительство утвердило программу госгарантий на бесплатную медпомощь

Правительство утвердило программу госгарантий на бесплатную медпомощь

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил своим постановлением программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на… РИА Новости, 04.01.2021

  • 2021-01-04T11:22
  • 2021-01-04T11:22
  • 2021-01-04T11:22
  • россия
  • здоровье — общество
  • михаил мишустин
  • правительство рф

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/07e4/06/11/1573056826_0:0:2961:1666_1920x0_80_0_0_7db1341bed66a5944676abf6c1813641.jpg

МОСКВА, 4 янв — РИА Новости. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил своим постановлением программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на ближайшие три года, сообщается на сайте кабмина в понедельник.

Обновлённая программа обсуждалась на заседании президиума Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции 29 декабря.

«Председатель Правительства Михаил Мишустин своим постановлением утвердил программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», — говорится в сообщении.

Уточнятся, что в новой программе учтены особенности работы системы здравоохранения в условиях распространения коронавирусной инфекции, чтобы даже при повышенной нагрузке, которая ложится на больницы и поликлиники, пациенты были обеспечены необходимым лечением.

Кроме того, предусмотрены механизмы авансирования расходов медицинских организаций, работающих по системе обязательного медицинского страхования (ОМС).Согласно сообщению, обычно такие организации каждый месяц получают авансы из фондов ОМС в размере не более 50% среднемесячного финансирования.

Окончательный расчёт происходит за фактически выполненные объёмы медицинской помощи. Однако из-за коронавируса сократился плановый приём пациентов, снизились объёмы медицинской помощи, упали доходы в части оказания платных услуг.

При этом расходы на зарплату сотрудников, коммунальные платежи, уплату налогов и погашение кредитов остались на прежнем уровне.»Чтобы не допустить задолженности и сохранить зарплату медицинским работникам, был изменён порядок авансирования организаций. С начала мая 2020 года они получают платежи из фондов ОМС в размере до 100% среднемесячного финансирования вне зависимости от объёма оказанной помощи и могут расходовать эти деньги на текущие нужды.

Такие правила продолжат действовать и в I квартале 2021 года», — отмечается на сайте.Добавляется, что граждане продолжат получать бесплатную помощь по полису обязательного медицинского страхования, в том числе высокотехнологичную и специализированную.

https://ria.ru/20201020/strakhovka-1580577110.html

https://ria.ru/20201203/oms-1587480255.html

россия

РИА Новости

  1. [email protected]
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

  • [email protected]
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  1. [email protected]
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/06/11/1573056826_72:0:2801:2047_1920x0_80_0_0_214c489b4205090bbd81c66aa9bf8eef.jpg

РИА Новости

  • [email protected]
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  1. [email protected]
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, здоровье — общество, михаил мишустин, правительство рф

МОСКВА, 4 янв — РИА Новости. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил своим постановлением программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на ближайшие три года, сообщается на сайте кабмина в понедельник.

Обновлённая программа обсуждалась на заседании президиума Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавирусной инфекции 29 декабря.

«Председатель Правительства Михаил Мишустин своим постановлением утвердил программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», — говорится в сообщении.

Уточнятся, что в новой программе учтены особенности работы системы здравоохранения в условиях распространения коронавирусной инфекции, чтобы даже при повышенной нагрузке, которая ложится на больницы и поликлиники, пациенты были обеспечены необходимым лечением.

Кроме того, предусмотрены механизмы авансирования расходов медицинских организаций, работающих по системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

Согласно сообщению, обычно такие организации каждый месяц получают авансы из фондов ОМС в размере не более 50% среднемесячного финансирования. Окончательный расчёт происходит за фактически выполненные объёмы медицинской помощи.

Однако из-за коронавируса сократился плановый приём пациентов, снизились объёмы медицинской помощи, упали доходы в части оказания платных услуг.

При этом расходы на зарплату сотрудников, коммунальные платежи, уплату налогов и погашение кредитов остались на прежнем уровне.

«Чтобы не допустить задолженности и сохранить зарплату медицинским работникам, был изменён порядок авансирования организаций.

С начала мая 2020 года они получают платежи из фондов ОМС в размере до 100% среднемесячного финансирования вне зависимости от объёма оказанной помощи и могут расходовать эти деньги на текущие нужды.

Такие правила продолжат действовать и в I квартале 2021 года», — отмечается на сайте.

Добавляется, что граждане продолжат получать бесплатную помощь по полису обязательного медицинского страхования, в том числе высокотехнологичную и специализированную.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]