Алина Маргутова
Бизнес
Мы уже писали о том, как компании и ИП из кризисных отраслей могут получить субсидию от государства. Расскажем, как потратить и отразить в учете эти деньги.
Куда потратить субсидию
Субсидия — это средства, которые выделяет государство для поддержки предприятий, пострадавших во время пандемии. Сумма субсидии рассчитывается по количеству работников. Получатели могут потратить эти деньги как угодно: оплатить аренду помещения, выплатить зарплату, закупить материалы или основные средства, уплатить налог по УСН, оплатить коммунальные услуги.
ИП без работников могут использовать субсидию для личных целей. Отчитываться о том, на что были направлены средства, не нужно. Возвращать деньги государству не придется: это безвозмездная помощь.
Однако необходимо учесть саму субсидию и расходы, на которые она была потрачена, в налоговом и бухгалтерском учете. Способы учета зависят от характера расходов.
Как отразить субсидию в налоговом учете
«Коронавирусная» субсидия не облагается налогами. Это значит, что предприятия на ОСНО и УСН не учитывают ее в доходах (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В то же время затраты, которые оплачены за счет субсидии, нельзя учесть в расходах (п. 48.26 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Например, организация оплатила аренду помещения в размере 60 000 рублей, из которых 25 000 рублей оплачены за счет субсидии. Эту сумму нельзя учесть в расходах ни для налога на прибыль, ни для налога на УСН. В расходы пойдут только 35 000 рублей, которые выплачены из собственного дохода организации.
Если за счет субсидии приобретены какие-то товары, работы или услуги с НДС, то входной НДС можно принять к вычету в общем порядке.
Если за счет субсидии выплачивается зарплата, то учесть сумму выплат в расходах нельзя. Взносы и НДФЛ рассчитываются в обычном порядке.
Как отразить субсидию в бухгалтерском учете
Субсидия является государственной помощью. Такая помощь учитывается в соответствии с ПБУ 13/2000.
Для учета субсидии делаются следующие проводки:
-
Дебет счета 51 – Кредит счета 86 – получена субсидия от государства;
-
Дебет счета 86 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — полученная субсидия потрачена на возмещение каких-либо затрат.
Пример:
28 мая получена субсидия в размере 145 560 рублей. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.
Проводки:
- 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,
- 28 мая д86-к91.1 — 145 560 рублей.
Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:
- 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,
- 28 мая д86-к91.1 — 45 560 рублей — сумма зарплаты за апрель,
- 31 мая д86-к91.1 — 100 000 рублей — сумма аренды за май.
Алина Маргутова
Учет субсидии на возмещение затрат проводки
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 октября 2011 г. N 03-03-06/4/117 Об учете в целях налогообложения, прибыли организации, субсидий, выделяемых муниципальному унитарному предприятию в целях возмещения затрат, связанных с проведением капитального ремонта
Вопрос: муниципальное унитарное предприятие просит предоставить разъяснение по следующему вопросу:
В июле 2011 г. между Администрацией муниципального образования и МУ ПОК и ТС заключен договор о предоставлении МУП субсидии в сумме 5 000 000 руб.
на проведение капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ (тепловых сетей), находящихся в хозяйственном ведении МУП, в рамках мероприятий по подготовке к зиме объектов ЖКХ и в соответствии с выделенными лимитами бюджетных обязательств, утвержденных в городском бюджете на 2011 год.
Капитальный ремонт теплосетей выполнен подрядным способом в сентябре 2011 г. (стоимость работ подрядчика — 5000000 руб., в т.ч. НДС — 762711,86 руб.).
- В отчетности МУП в 2011 год сделаны проводки:
- Д-т 51 К-т 86 — 2500000 руб. (получен авансовый платеж в размере 50% от суммы субсидий)
- В сентябре 2011 г:
- Д-т 20 К-т 60 — 4237288,14 руб. (приняты работы подрядной организации)
- Д-т 19 К-т 60 — 762711,86 руб. (отражен «входной» НДС)
- Д-т 68 К-т 19 — 762711,86 руб. (принят к вычету «входной» НДС)
- Д-т 51 К-т 86 — 2500 000 руб. (получены бюджетные инвестиции в оставшейся сумме)
- Д-т 86 К-т 98/2 — 5000000 руб. (суммы целевого финансирования включены в состав доходов будущего периода)
- Д-т 98/2 К-т 91/1 — 5000000 руб. (признан прочий доход в сумме бюджетных средств, направленных на финансирование текущих расходов)
1. Расценивается ли предоставление субсидии на капремонт теплосетей как целевое финансирование?
3. Имеет ли право предприятие принять к вычету «входной» НДС подрядчика?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых муниципальному унитарному предприятию в целях возмещения затрат, связанных с проведением капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ (тепловых сетей), находящихся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество предоставляются унитарным предприятиям на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
- Как следует из запроса, субсидии муниципальному унитарному предприятию выделяются собственником имущества этого предприятия на финансирование расходов, связанных с проведением капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ (тепловых сетей), находящихся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.
- Таким образом, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, по нашему мнению, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
- Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае получения налогоплательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг).
В случае если субсидии получены организацией в качестве оплаты реализуемых этой организацией товаров (работ, услуг), то такие субсидии в соответствии с вышеуказанным подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Учет субсидий в бухгалтерском учете
На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.
Что же такое субсидия?
Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.
Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?
Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.
Бухгалтерский учет субсидий
Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».
- В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:
- — возврат неиспользованной субсидии.
- В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).
- По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п. и делаются проводки:
- По мере фактического получения ресурсов
- 1.Налог на прибыль
- 2.УСН и ЕСХН
- 3.ЕНВД
Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов).
Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.
Если субсидия предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах (п. 10 ПБУ 13/2000), то отражаем ее следующим образом:
Использовать средства субсидии организация обязана по строго целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.
Средства субсидии, направленные на финансирование капитальных расходов , списываются в следующем порядке:
Если приобретенный актив не амортизируется , то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.
Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.
- Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.
- Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от:
- — момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;
- — метода, которым отражено поступление государственной помощи.
Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76). Когда произойдет фактический возврат субсидии, то делаем проводку:
- Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии
- Если организации в текущем году необходимо вернуть субсидию, полученную в предыдущие году, то действуем по следующей схеме:
- Налогообложение полученных субсидий
Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.
Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей
В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.
Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.
Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.
Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)
Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).
При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.
Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих объектов в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового периода) в размере оплаченных сумм.
Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.
Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.
- Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД
- Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)
- Подробнее об этом можно прочитать:
— Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/[email protected]
Бухгалтерский учет бюджетных субсидий
Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.
Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес.
Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.
Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.
Какие есть правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства?
Целевое назначение субсидий
Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:
- покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
- возместить часть прошлых убытков;
- компенсировать часть недополученной прибыли.
Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:
- Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
- Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.
СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.
В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:
- средства выделены бюджетом;
- организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.
Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ
Субсидии в Плане бухгалтерских счетов
Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».
Какие операции с субсидиями отражаются в проводках
Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:
- поступление дотационных средств;
- применение финансов по целевому назначению;
- возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.
Когда отражать субсидии
Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.
- «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
- дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
- «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
- дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.
Отражение субсидии на расходы прошлых периодов
Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:
- дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
- дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.
Отражение субсидирования капитальных расходов
Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
- дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.
Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.
Как отразить субсидию на текущие расходы
Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:
- дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
- дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
- дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.
Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:
- дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
- дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
- дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.
Отражение возврата субсидий
Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:
- времени получения основного транша;
- способа отражения этого получения.
- Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
- дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
- Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
- дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
- дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.
Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:
- дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
- дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.
Субсидия и налоги
ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.
Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).
Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:
- траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
- затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.
Как учесть субсидии при УСН?
Для плательщиков ЕНВД
Учет субсидий в бухгалтерском учете
Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.
Отражение субсидий в бухгалтерском учете
Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.
Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:
- Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:
Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;
Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;
- По факту поступления средств:
- Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.
- Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:
- Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;
- Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.
Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию.
На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч.
98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.
Возврат субсидий
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления.
Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть.
Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Операции | Д/т | К/т |
По капвложениям | ||
Отражена задолженность по возврату субсидии | 86 | 76 |
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа | 91/2 | 86 |
Восстановлена сумма субсидии | 98/2 | 86 |
По текущим затратам | ||
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии | 86 | 76 |
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов | 91/2 | 86 |
Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах
За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:
Операции | Д/т | К/т | Сумма |
Зачислены средства из бюджета | 51 | 86 | 3 500 000 |
Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы | 08 | 60 | 3 500 000 |
Участок принят к учету | 01 | 08 | 3 500 000 |
Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов | 86 | 98/2 | 3 500 000 |
Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок | 98/2 | 91/1 | 194 444 |
В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.
Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:
Операции | Д/т | К/т | Сумма |
Задолженность по возврату субсидии | 86 | 76 | 560 000 |
Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12) | 98/2 | 91/1 | 56 000 |
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12) | 91/1 | 86 | 56 000 |
Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000) | 98/2 | 86 | 504 000 |
Дотация перечислена в бюджет | 76 | 51 | 560 000 |
Налогообложение субсидий
Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них.
Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:
- ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
- использование субсидированных средств на означенные цели.
Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом
Представители пострадавших от коронавируса 2020 отраслей и сфер деятельности уже получили средства господдержки, положенные на зарплату работников. Как правильно отразить полученные деньги в бухучете? Придется ли в конечном счете заплатить с них налоги? Из этой статьи узнаете про бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом.
Также смотрите:
Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?
Счет 86 «Целевое финансирование»
Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения.
Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.
Счет 98 «Доходы будущих периодов»
Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.
2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов.
Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.
Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:
- Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
- Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).
Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:
Дт 51 – Кт 86
Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.
Расходование средств субсидии в бухучете
При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.
Разберем ситуацию на примерах:
ПРИМЕР 1
Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.
При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:
Для упрощения примера примем, что компания освобождена от уплаты страховых взносов за период выплаты этой з/п.
Проводки будут такими:
- Дт 44 Кт 70 300 000;
- Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
- Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
- Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
- Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.
ПРИМЕР 2
Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.
При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:
В бухучете отразить оплату части аренды за счет субсидии следует так:
- Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
- Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
- Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
- Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
- Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
- Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.
Нюансы налогового учета субсидии
- Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
- В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
- В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.
- И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
- Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
- Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.
Подводим итоги
Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.
Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.