Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: бюджет и виды выплат

Многие граждане РФ знают, что имеют полное право совершенно бесплатно лечиться в государственных и муниципальных больницах и клиниках при условии предъявления полиса ОМС.

Однако не каждый понимает, откуда берутся деньги на финансовое обеспечение медицинского страхования.

И если с работающим населением все понятно – основной источник предоставления им безвозмездных медуслуг – это уплачиваемые их работодателями страховые взносы, то как дело обстоит с нетрудящимися гражданами? Ответы на все вопросы – далее в нашем материале.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: бюджет и виды выплат

Основной нормативно-правовой акт, который регулирует финансирование ОМС – это 326-ФЗ от 29. 11. 2010 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 326), а именно Глава 5.

Частные положения содержатся в следующих НПА:

  • Глава 34 НК РФ (о порядке, сроках уплаты, размерах перечислений на ОМС за работающих граждан, в том числе, по пониженным тарифам для некоторых категорий плательщиков);
  • ФЗ № 354 от 30. 11. 2011 года “О размере…” (о том, как рассчитывается тариф страхового платежа на медицинское страхование за неработающих граждан);
  • Приказ Минздрава № 182н от 30. 04. 2013 года “Об утверждении…” (о форме справки, который предоставляют страхователи ежеквартально о начисленных и уплаченных страховых взносах за неработающих граждан);
  • Приказ ФФОМС № 229 от 1. 12. 2010 года “Об утверждении…” (об унифицированной форме акта, который составляется должностными лицами ФФОМС или территориальных фондов при нарушении законодательства РФ в части финансового обеспечения обязательного медицинского страхования);
  • Приложение к Приказу Минздравсоцразвития № 1229н от 30. 12. 2010 года “Об утверждении…” (о порядке расходования средств нормированного страхового запаса, предусмотренного в составе расходов бюджета ФФОМС);
  • иные федеральные и региональные нормативно-правовые акты о финансовом обеспечении ОМС.

Источники финансирования

Система медицинского страхования получает финансовое обеспечение из источников, указанных в стат. 21 ФЗ № 326, а именно:

  • страховые взносы, уплачиваемые страхователями за нетрудящихся и трудящихся граждан (основной источник);
  • неустойка за просрочку уплаты обязательных платежей, взимаемая в порядке, установленным в ч. 2 – ч. 10 стат. 25 ФЗ № 326 (в случае просрочки уплаты взносов за неработающих граждан) и в порядке, установленным стат. 75 НК РФ и другими положениями налогового законодательства (за работающих граждан);
  • недоимки по страховым взносам (задолженности);
  • штрафы за неисполнение обязанностей страхователя по своевременному перечислению в бюджет сумм обязательных платежей, налагаемые в порядке, установленным Главой 16 НК РФ (в отношении взносов за работающее население) и ч. 11 стат. 25 ФЗ № 326 (за неработающее население);
  • доходы, которые были получены от вложения временно свободных средств бюджетов ФФОМС и региональных фондов медицинского страхования в различные инвестиционные инструменты в порядке, утвержденным Постановлением Правительства № 1225 от 31. 12. 2010 года “О размещении…”;
  • субсидии из государственного бюджета, предоставляемые Федеральному фонду в целях компенсирования недополученных доходов в связи с установлением для некоторых категорий плательщиков пониженных тарифов согласно ст. 427 НК РФ;
  • платежи, поступающие из региональных бюджетов, на дополнительное финансирование реализации территориальных программ ОМС (п. 3 ч. 4 ст. 26 ФЗ № 326);
  • платежи из региональных бюджетов в пользу территориальных фондов ОМС на финансирование дополнительных видов и условий оказания медпомощи, не предусмотренных базовой программой медицинского страхования (п. 4 ч. 4 ст. 26 ФЗ № 326);
  • прочие источники, не запрещенные российским законодательством.

Страховые взносы

В России финансовое обеспечение медицинского страхования осуществляется в основном за счет страховых взносов. Порядок, условия, сроки их уплаты отличаются в зависимости от категории страхователя.

Кто уплачивает

На основании п. 2 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 326, уплату осуществляют страхователи.

Страхователями признаются:

  • в отношении работающего населения – юридические, физические лица и ИП, которые производят выплату вознаграждений за труд в пользу физических лиц (работодатели);
  • в отношении неработающих граждан – территориальные органы Минздрава;
  • в отношении лиц, занимающихся частной практикой (ИП, медиаторы, арбитражные управляющие, патентные поверенные и др.) – сами эти частно-практикующие лица.

Размер страховых взносов в 2021 году

Размеры платежей за медицинское страхование зависят от категории страхователя и определяются:

  • стат. 425 НК РФ;
  • стат. 430 НК РФ;
  • стат. 23 ФЗ № 326.

Так, если страхователем является юридическое, физическое лицо или ИП, выплачивающее заработную плату в пользу своих работников, то размер определяется согласно п. 3 ч. 2 ст. 425 НК РФ и составляет 5,1 % от базы, определенной согласно ст. 421 НК РФ (проще говоря, 5,1 % от заработной платы каждого работника).

Если страхователь – индивидуальный предприниматель или иное частно-практикующее лицо, то он уплачивает:

  • страховые взносы за своих работников по тарифу 5,1 % от их заработной платы (в случае, если у него есть наемные рабочие);
  • и плюс платежи “за себя” в фиксированном размере, установленным ст. 430 НК РФ – 5840 рублей за 2019 год, 6884 – за 2020 год и 8426 – за 2021 год.
  • Если страхователь – территориальный орган Минздрава, то им уплачиваются средства за неработающее население на медицинское страхование до 28-го числа каждого месяца в размере 1/ 12 от объема финансового обеспечения, предусмотренного соответствующим законом субъекта РФ о бюджете на очередной год и плановый период.
  • Годовой объем финансового обеспечения на медицинское страхование рассчитывается по формуле:
  • 18864,60 * КД * КУ *ЧНЛ, где

КД – коэффициент дифференциации,  зависит от конкретного региона, см. Приложение 7 к ФЗ № 433 от 28. 11. 2018 года “О бюджете…”;

КУ – коэффициент удорожания медицинских услуг, урегулирован ч. 3 ст. 7 ФЗ № 433;

ЧНЛ – численность неработающих лиц в субъекте РФ на 1 января прошлого года

Пример расчета

В отношении страховых взносов ИП на медицинское страхование “за себя” ничего считать не нужно, так как они платят фиксированную сумму (см. выше).

Расчет взносов за наемного работника производится за каждый месяц года следующим образом (на примере размера взносов за март какого-либо года):

  • определяется сумма заработной платы работника за прошлые и текущий месяцы года (январь, февраль и март);
  • указанная сумма умножается на 5,1 %;
  • из полученного значения отнимаются уже перечисленные в бюджет страховые взносы на медицинское страхование за предыдущие месяцы этого года, не включая текущий – то есть за январь и февраль.

Важно! Не позднее 15 числа следующего месяца (в нашем примере – 15 апреля) сумму, рассчитанную вышеуказанным образом, нужно перечислить в бюджет (ч. 3 стат. 431 НК РФ).

Распределение средств

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: бюджет и виды выплат

Финансовое обеспечение ОМС распределяется согласно различным договорам (см., например, стат. 38 и 39 ФЗ № 326) между субъектами – страховыми медорганизациями, больницами, клиниками, территориальными фондами и др.

Где аккумулируются деньги

Средства медицинского страхования особо нигде не аккумулируются, а находятся в постоянном движении между субъектами ОМС:

  • изначально средства медицинского страхования поступают в финансовое обеспечение Федерального ФОМС (ч. 1 ст. 26 ФЗ № 326);
  • далее Федеральный фонд исполняет свои расходные обязательства – в частности, предоставляет денежные средства региональным фондам для реализации ими территориальных программ медицинского страхования;
  • региональные фонды также получают доходы (ч. 4 ст. 26 ФЗ № 326) и исполняют расходные обязательства (ч. 5 ст. 26 ФЗ № 326) – в частности, передают денежные средства страховой медицинской организации по договору о финансовом обеспечении;
  • страховая медорганизация формирует свой бюджет (стат. 28 ФЗ № 326);
  • страховая медорганизация платит деньги по договору на оказание и оплату медпомощи больницам и клиникам.

Формирование средств страховой медицинской организации

Средства страховой медорганизации формируются из (стат. 28 ФЗ № 326):

  • субвенций, которые поступили от регионального фонда согласно договору, заключенному в порядке, предусмотренным стат. 38 ФЗ № 326;
  • штрафов, примененных к больницам и клиникам в результате осуществления контроля за сроками, качеством и условиями предоставления медицинской помощи в соответствии со ст. 41 ФЗ № 326;
  • денег, полученных в результате предъявленных регрессных требований к причинителям вреда здоровью застрахованного лица (стат. 31 ФЗ № 326);
  • собственных средств страховой медорганизации (ч .4 стат. 28 ФЗ № 326).
Читайте также:  Должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными

Как оплачивается лечение застрахованного лица

Финансовое обеспечение лечения застрахованного лица осуществляет страховая медорганизация на основе заключенного с клиникой договора по типовой форме, утвержденной Приказом Минздрава № 1355н от 24. 12. 2012 года “Об утверждении…”.

Оплата осуществляется на основании реестра счетов, предоставленных медорганизацией, по форме, утвержденной Письмом ФФОМС № 9161/30-1/и от 30. 12. 2011 года “О направлении…”.

Внимание! Размер платы определяется исходя из тарифов, утвержденных специальной комиссией по разработке территориальной программы медицинского страхования (ч. 2 ст. 30 ФЗ № 326). Расчет тарифов комиссией осуществляется в соответствии с методикой, представленной в Приказе Минздравсоцразвития № 158н от 28. 02. 2011 года “Об утверждении…”.

Финансовое обеспечение ДМС

В отличие от финансового обеспечения ОМС, финансовое обеспечение ДМС осуществляется в основном за счет страховых премий, уплаченных страхователями. Также могут быть и иные источники:

  • средства страховых резервов;
  • собственный капитал страховщика;
  • заемные средства, полученные страховой компанией от банков и иных кредиторов.

Итак, финансовое обеспечение ОМС осуществляется в соответствии с ФЗ № 326 и предусматривает множество различных источников. Остались какие-либо вопросы? Их всегда можно задать в чат. Юрист даст исчерпывающий ответ.

Ставим лайки, делимся статьей в социальных сетях и читаем наши другие материалы – например, о полисе международного медицинского страхования (ММС).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: бюджет и виды выплат

Вам также может понравиться

Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования

Учитывая то обстоятельство, что подавляющее большинство граждан РФ ежемесячно отчисляет в виде налогов средства в фонд ОМС, страхователей интересует процедура формирования бюджета ФОМС, его утверждения и дальнейшего распределения финансов по медучреждениям.

Помимо страховых взносов работающих граждан существуют и другие статьи пополнения бюджета ФОМС, предусмотренные законодательством.

Страховой запас бюджета ФФОМС имеет целью поддержание финансовой устойчивости структуры ОМС и стимулирование надлежащего исполнения программ ОМС в регионах.

Что представляет собой бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)? За счет каких средств формируется бюджет ФФОМС, как утверждается? Как определяются доходы и расходы, дефицит и профицит бюджета? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Источники финансирования ФФОМС

Одними из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования. Бюджет федерального фонда ОМС слагается из доходной, расходной частей и нормированного страхового запаса. Доходы бюджета ФФОМС складываются из:

  • Страховых взносов, отчисляемых на ОМС хозяйствующими субъектами;
  • Средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на развитие системы ОМС;
  • Добровольных пожертвований физических и юридических лиц;
  • Доходов, полученных в результате размещения временно свободных средств фондов;
  • Средств, полученных в виде штрафов.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базо­вой программы обязательного медицинского страхования, вклю­чая использование средств нормированного страхового запаса. Таким образом, расходы бюджета ФФОМС, как правило, связаны с:

  • Предоставлением средств территориальным фондам ОМС с целью обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных полномочиями субъектов РФ;
  • Выполнением правительственных и президентских постановлений, а также федеральных законов в сфере здравоохранения;
  • Выполнением управленческих функций.

Для сохранения финансовой стабильности структур, входящих в ОМС, и стимулирования плодотворной деятельности территориальных фондов при выполнении программ ОМС создан так называемый страховой нормированный запас. Куда пойдут средства страхового запаса – ежегодно определяется Федеральным законом о бюджете ФОМС. Процедуру использования средств страхового запаса определяет Министерство здравоохранения.

Законодательная база и процедура формирования бюджета ФФОМС

Формирование сметы доходов и расходов ФФОМС регламентировано налоговым, бюджетным законодательством, а также правительственными документами об иных обязательных платежах. Процедура составления проекта бюджета включает, как правило, следующие шаги:

  1. Правление ФОМС разрабатывает проект и представляет его на рассмотрение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  2. Минздрав, являясь координатором средств внебюджетных фондов, подает проект на рассмотрение Правительства РФ.
  3. Правительство, после изучения документа, передает его в Госдуму в форме проекта Федерального закона.
  4. Госдума рассматривает положения документа и утверждает его, как Федеральный закон.

Согласно п.2 ст.145 Бюджетного кодекса РФ, закон о бюджете ФФОМС принимается одновременно с принятием государственного бюджета на следующий финансовый год.

Процедура предоставления отчета о выполнении бюджета предусматривает осуществление такой же последовательности шагов, что и при его составлении.

При составлении бюджета ФФОМС учитываются общее количество застрахованных лиц, текущая и прогнозируемая инфляция, величина ВВП, прогноз относительно роста заработной платы.

Одноканальное финансирование сферы охраны здоровья

Поэтапный переход на одноканальное финансирование здравоохранения страны начался в 2011 году одновременно с принятием закона об ОМС. Мероприятия по реализации программы перехода завершились в 2015 году, когда было объявлено о вступлении в силу новых правил финансирования здравоохранения.

Что изменилось с принятием новых норм закона? До принятия закона об ОМС здравоохранение финансировалось на 60% из госбюджета и на 40% из средств страховых фондов.

Переход на одноканальную схему финансирования означает существенное сокращение средств, выделяемых на охрану здоровья федеральным и региональными бюджетами, и заметное увеличение роли Федерального фонда в организации финансирования участников системы ОМС.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: бюджет и виды выплат

За счет средств федерального и региональных бюджетов по-прежнему оплачивается медпомощь, необходимая для лечения туберкулеза, психических расстройств и ряда других заболеваний, которые принято относить к социально значимым.

Помимо этого, федеральные и региональные средства идут на ремонты, содержание имущества, оснащение медицинским оборудованием лечебных учреждений, функционирующих в системе ОМС. Все остальные финансовые обязательства возложены на Федеральный фонд ОМС.

Большинство экспертов в области медицинского страхования считают, что такой шаг обеспечит прозрачность денежных потоков и позволит руководителям медучреждений использовать ресурсы в соответствии с реальными потребностями.

Дефицит и профицит федбюджета

Согласно нормативному акту, регламентирующему бюджет фонда на 2017, 2018 и 2019 год сбалансированность будет достигнута за счет привлечения оставшихся средств по состоянию на 1 января нового финансового года. Размеры запланированных доходов и расходов фонда на указанные годы отражены в таблице ниже.

Таким образом, дефицит бюджета в 2017 году по прогнозам должен составить 29,1 млрд руб., в 2018 году — 70,6, а в 2019 году ожидается профицит бюджета в размере 45, 1 млрд руб.

Однако несмотря на то, что ежегодно происходит увеличение бюджета, проблемы с расходованием средств (в том числе нецелевым) никуда не исчезают.

Кроме того, существуют явные различия в финансировании регионального здравоохранения.

Заключение

Финансирование системы ОМС осуществляется в основном за счет страховых взносов и в меньшей мере за счет иных источников (инвестирование, благотворительность, добровольные взносы). На 2017 и 2018 годы были утверждены дефицитные бюджеты, а на 2019 — профицитный.

Госдума приняла в I чтении проект бюджета Фонда медстрахования на 2021-2023 годы

МОСКВА, 28 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг.

Доходы фонда

Общий объем доходов бюджета фонда составит в 2021 году 2,533 трлн рублей, в 2022 году — 2,656 трлн рублей, в 2023 году — 2,798 трлн рублей.

Основным источником доходов бюджета фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, на долю которых приходится в 2021 году 88,3%, в 2022 году — 88,8%, в 2023 году — 89,3%.

Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2021 год в сумме 2,237 трлн рублей, на 2022 год — 2,359 трлн рублей, на 2023 год — 2,499 трлн рублей.

Расчет показателей бюджета Фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2020 г. в количестве 145,5 млн человек, в том числе работающего населения — 65,1 млн человек, неработающего населения — 80,4 млн человек.

В бюджете фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2021 год в размере 293,1 млрд рублей, на 2022 год — 293,5 млрд рублей, на 2023 год — 295,5 млрд рублей.

В бюджет фонда предоставляются традиционные виды трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю «Онкология», на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.

Читайте также:  Функциональные и должностные обязанности старшей медсестры: образец инструкции

Расходы фонда

Планирование расходов бюджета ФОМС осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Оценка расходов бюджета фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2021 год в сумме 2,545 трлн рублей, на 2022 год — 2,658 трлн рублей, на 2023 год — 2,798 трлн рублей.

В структуре расходов бюджета фонда на долю субвенций приходится около 89,4%. В бюджете предусмотрена субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации: на 2021 год — 2,276 трлн рублей, на 2022 год — 2,384 трлн рублей, на 2023 год — 2,519 трлн рублей.

По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2021 году составит 51,4 млрд рублей (или 2,3%), в 2022 году — 107,6 млрд рублей (4,7%), в 2023 году — 134,6 млрд рублей (5,6%).

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете фонда планируются обособленные целевые средства на 2021 год в сумме 109,7 млрд рублей, на 2022-2023 годы — по 108,2 млрд рублей ежегодно.

В рамках демографической политики в 2021-2023 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета фонда бюджету Фонда социального страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни: в 2021 году — 13,3 млрд рублей, в 2022 году — 12,9 млрд рублей, в 2023 году — 12,2 млрд рублей с учетом прогнозного уровня рождаемости. Стоимость родового сертификата предусматривается в размере 12,0 тыс. рублей.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей меди­цинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обяза­тельное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи медицинского страхования — гарантировать гражда­нам при возникновении страхового случая получение медицин­ской помощи за счет накопленных средств и проводить профи­лактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обя­зательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхова­ние является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возмож­ности в получении медицинской и лекарственной помощи, пре­доставляемой за счет средств обязательного медицинского стра­хования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского стра­хования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Коллективное страхование осу­ществляется в соответствии с социальными программами развития предприятий и является дополнительным к обязательному государственному страхованию.

  • В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
  • Страхователями являются:
  • — при обязательном медицинском страховании для нерабо­тающего населения — исполнительные органы власти субъектов РФ, местная администрация, для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, ли­ца, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий;
  • — при добровольном медицинском страховании — отдель­ные граждане или предприятия, представляющие интере­сы граждан.
  • Страховые медицинские организации — это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие соответ­ствующую лицензию.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхо­вания являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институ­ты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицин­ской помощи при возникновении страхового случая.

Медицинское страхование осуществляется путем заключения договора между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заклю­ченному договору в соответствии с законодательством.

Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса. Каждый гражда­нин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоя­тельно, получает страховой медицинский полис, находящийся на руках у застрахованного лица.

  1. Граждане РФ имеют право на:
  2. — выбор медицинской страховой организации;
  3. — выбор медицинского учреждения и врача;
  4. — получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства;
  5. — получение медицинских услуг, соответствующих по объ­ему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;
  6. — предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
  7. — возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условия­ми договора.

На территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют Такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

Медицинское страхование граждан РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусто­ронних соглашений РФ со странами пребывания граждан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ.

  • Страхователь имеет право на:
  • — свободный выбор страховой организации;
  • — контроль за выполнением условий договора меди­цинского страхования;
  • — возвратность части страховых взносов от страховой медицинской организации при добровольном меди­цинском страховании в соответствии с условиями договора.
  • Предприятие-страхователь, кроме того, имеет право на привле­чение средств за счет прибыли предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников.
  • В обязанности страхователя входит:
  • — заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;
  • — вносить страховые взносы в порядке, установлен­ном законом и договором медицинского страхования;
  • — в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагопри­ятных факторов воздействия на здоровье граждан;
  • — предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию.
  • Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:
  • — средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • — средства государственных и общественных организаций, предприятий;
  • — личные средства граждан;
  • — безвозмездные и благотворительные взносы и пожертво­вания;
  • — доходы от ценных бумаг;
  • — кредиты банков и других кредиторов;
  • — другие источники.
  • Из этих средств формируются самостоятельные фонды здравоохранения и фонды медицинского страхования.
  • Финансовые ресурсы государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации единой политики в области охраны здоровья населения.
  • Они направляются на:
  • — финансирование мероприятий по разработке и реализа­ции целевых программ;
  • — обеспечение профессиональной подготовки кадров;
  • — финансирование научных исследований;
  • — развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
  • — субсидирование конкретных территорий с целью вырав­нивания условий оказания медицинской помощи населе­нию по обязательному медицинскому страхованию;
  • — оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
  • — финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

— оказание медицинской помощи при массовых заболева­ниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения. Финансовые средства государственной системы обязатель­ного медицинского страхования формируются за счет отчисле­ний страхователей на обязательное медицинское страхование.

  1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим учреждением.
  2. Основными задачами фонда являются:
  3. — финансовое обеспечение установленных законодательст­вом прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
  4. — обеспечение финансовой устойчивости системы обяза­тельного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской по­мощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицин­ского страхования;
  5. — аккумулирование финансовых средств фонда для обеспе­чения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
  6. Финансовые средства фонда являются федеральной собст­венностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъ­ятию не подлежат.
  7. Они образуются за счет:
  8. — части страховых взносов хозяйствующих субъектов и дру­гих организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
  9. — ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  10. — добровольных взносов юридических и физических лиц;
  11. — доходов от использования временно свободных финансо­вых средств;
  12. — нормированного страхового запаса фонда;
  13. — поступлений из других источников.
Читайте также:  Льготы инвалиду 1 группы: список документов и порядок оформления федеральных льгот

Временно свободные финансовые средства фонда размеща­ются в банковских депозитах и могут использоваться для приоб­ретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. До­ходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса фонда направляют­ся на финансирование только тех мероприятий, которые осуще­ствляются в соответствии с задачами фонда.

  • Затраты на содержание фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели его бюджетом.
  • Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из феде­рального бюджета на следующий год не учитываются.
  • Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его испол­нении, которые по представлению Правительства РФ утвержда­ются федеральным законом.
  • Управление фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным орга­ном — директором.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности.

Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, не облагаются налогами. Федеральный и тер­риториальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной дея­тельности.

Фонд обязательного медицинского страхования

В соответствии с ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» созданы:

  1. федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ст. 12 ФЗ) — создается Правительством РФ;
  2. территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ст. 13 ФЗ) — образуются представительными исполнительными органами власти субъектов РФ.
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.
  • ФОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
  • Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. 

Основные источники образования федерального и территориальных ФОМС:

  • страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
  • бюджетные ассигнования;
  • иные поступления.

Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается Государственной Думой.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 3 ФЗ).

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные задачи Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС):

  1. Финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

  2. Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС.

  3. Аккумулирование финансовых средств Федерального ФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Функции Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС):

  • осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных ФОМС;
  • разработка и внесение предложений о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • осуществление аккумулирования финансовых средств федерального ФОМС;
  • выделение средств территориальным ФОМС, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • осуществление совместно с территориальными ФОМС и органами налоговой службы контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  • осуществление совместно с территориальными ФОМС контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
  • осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы ОМС;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам ОМС;
  • участие в разработке базовой программы ОМС граждан;
  • осуществление сбора и анализа информации, в том числе о финансовых средствах системы ОМС, и представление соответствующих материалов в Правительство РФ;
  • организация подготовки специалистов для системы ОМС;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам ОМС;
  • обеспечение организации научно-исследовательских работ в области ОМС;
  • участие в международном сотрудничестве по вопросам ОМС;
  • ежегодное представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета ФОМС на соответствующий год и о его исполнении.

 Структура Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС):

Подробнее…

  1. Председатель
  2. Заместители Председателя
  3. Советники
  4. Управление организации ОМС
  5. Контрольно-ревизионное управление
  6. Управление информационно-аналитических технологий
  7. Финансово-экономическое управление
  8. Управление модернизации системы ОМС
  9. Управление кадровой политики
  10. Управление формирования доходов по ОМС
  11. Управление правовой и международной деятельности
  12. Управление бухгалтерского учета и отчетности
  13. Отдел информационной безопасности
  14. Отдел организации закупок
  15. Отдел по взаимодействию с ФОИВ и СМИ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *