Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства

Понятие иностранного гражданина рассматривается с позиции лица, имеющего особую взаимосвязь правового типа с конкретным государством. Дееспособность иностранных граждан регулируется нормативно-правовыми актами одновременно двух законодательств – собственного государства и страны, в которой непосредственно находится гражданин.

Признание недееспособным в России иностранного гражданина

При пересечении границ любого государства дееспособность иностранцев ограничивается влиянием положений и норм местного законодательства. Если индивид не может трезво оценивать собственные действия и отвечать за совершенные поступки, тогда следует рассматривать вопрос признания его недееспособным.

Под дееспособностью понимается возможность лица совершать следующие сделки:

  1. становиться собственником имущества;
  2. осуществлять официальную трудовую деятельность;
  3. вступать в брачные связи;
  4. становиться участником различных других сделок.

Дееспособность всех иностранных граждан либо лиц без гражданства на территории Российской Федерации определяется согласно положениям «личного закона» государства, к которому относится индивид. При нарушении любого законодательного права судебные инстанции могут инициировать вопрос ограничения дееспособности либо полного признания лица недееспособным.

Признание недееспособным иностранного гражданина происходит при наличии следующих обстоятельств:

  1. безрассудная трата денежных средств;
  2. доказано наличие у человека алкогольной зависимости;
  3. имеются явные наркотические пристрастия.

Решение коллизионных вопросов дееспособности иностранцев могут трактоваться по-разному даже в соседних государствах, что вызывает определенные нестыковки и исключения в Международном частном праве.

Порядок признания недееспособным

Рассмотреть и принять решение по вопросу признания недееспособности иностранца в России под силу исключительно суду Российской Федерации. Устанавливается обязательное присутствие либо медицинского фактора ограничения, либо рассматривается юридический ограничитель статуса дееспособности.

Гражданская процессуальная дееспособность снимается в случае наличия у индивида психического заболевания, а также при доказательстве факта невозможности самостоятельной оценки собственных действий.

Важно: нельзя на основании медицинского заключения выносить решение
о снятии статуса дееспособности, поскольку только определенные
психические отклонения являются ограничивающим фактором,
а именно, болезни, которые мешают оценивать
совершаемые человеком поступки и руководствоваться

здравым смыслом при принятии решений.

Снятие дееспособности происходит после совершения следующего порядка действий:

  1. Подать составленное в письменной форме заявление в судебную инстанцию о недееспособности. Это имеют право сделать только близкие родственники, учреждения контроля (наркологические органы, психиатрические клиники), а также органы опеки.
  2. Если доказательства недееспособности принимаются судом, то судья обязан назначить независимую судебную экспертизу для определения состояния ответчика.
  3. После окончания обследования и предоставления официального ответа со стороны уполномоченных органов, выносится положительное судебное решение по отношению к рассматриваемому требованию.

Материально-правовые вопросы гражданской дееспособности физического лицахарактеризуются также презумпцией невиновности.

Особенности правового регулирования

При правовом регулировании статуса человека следует учитывать принадлежность этого индивида к определенному государству. Лица без гражданства получают статусы в соответствии с постоянным местом жительства. Встречаются спорные вопросы касательно несовершеннолетних граждан, в этом случаечеловек может быть признан ограничено дееспособным либо полностью недееспособным.

Распространенным стандартным фактором гражданской правоспособности и дееспособности иностранных несовершеннолетний является возраст лица.

Поскольку правовые обязательства дееспособного гражданина, которому не исполнилось еще 18 лет, (человек может получить такой статус посредством «эмансипации») практически приравниваются к правам совершеннолетних, тогда для регулирования их деятельности в законодательстве имеется ряд ограничений.

Подросток может пользоваться законными правами, если до достижения 18 лет его признали дееспособным по суду. В подобных случаях в Российской Федерации предусмотрены следующие ограничения:

  • При заключении сделок за границей России, лицу запрещается ссылаться на ограниченную дееспособность в Российской Федерации, при условии возможности проведения сделки на территории желаемого государства.
  • Все обязательства и сделки для иностранных граждан в Российской Федерации, а также другиеобязательства, возникающие вследствие причинения вреда, рассматриваются в соответствии с российской правовой базы. Например, ответственность за сбитого пешехода в России для несовершеннолетнего лица определяется по полной.

Признание в РФ решения иностранного суда о недееспособности гражданина

Некоторые исключения имеются в отношении признания правовой ответственности решений иностранных судов касательно недееспособности. Для любой судебной инстанции вынесение решения о признании ограниченно официальными договоренностями по этому вопросу между участвующими в судебном процессе государствами.

  • Если одной из договаривающихся сторон обнаружены и приобщены к процессу доказательства недееспособности лица, тогда последующим действием эта инстанция уведомляет о вынесенном решении суд Российской Федерации.
  • Также при исключительных обстоятельствах иностранное государство вправе воспользоваться любыми мерами для защиты подсудимого, независимо от рекомендаций другой судебной инстанции.

Вам также может понравиться

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации устанавливает национальный правовой режим в области защиты прав и интересов иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства.

Национальный режим означает, что иностранным гражданам, предприятиям, организациям и лицам без гражданства предоставляется такой же режим, как и для физических и юридических лиц РФ, на них распространяются одинаковые процессуальные права.

Национальный режим не предусматривает введение каких бы то ни было условий в виде требования о проживании на определенной территории.

В некоторых государствах существует правило, согласно которому иностранец, предъявляя иск в суд, должен внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если в удовлетворении иска будет отказано. В российском процессуальном законодательстве подобных требований не содержится.

ГПК четко определил правосубъектность иностранных лиц и лиц без гражданства. В соответствии с ч. 1 ст. 399 ГПК право­субъектность этих лиц определяется их личным законом.

Под личным законом иностранного гражданина понимается право государства, гражданство которого имеет лицо. В ч. 2-5 ст.

399 ГПК сформулирова­ны четкие правила разрешения вопросов правосубъектности иност­ранных лиц, отсылая к законодательству соответствующего иностран­ного государства, гражданство которого имеет это лицо.

В случае, если лицо наряду с иностранным гражданством имеет гражданство Россий­ской Федерации, то его личным законом считается российское право. В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства име­ет место жительства в Российской Федерации, то его личным законом также считается российское право.

Законодатель установил правила, ограничивающие применение иностранного права на территории России.

Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспо­собным, если оно в соответствии с российским правом обладает про­цессуальной дееспособностью. Правоспособность иностранной орга­низации определяется по закону страны, в соответствии с которым она учреждена

Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.

2. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет.

В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право.

При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

3. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.

4. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации.

Статья 400. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации

О личном законе юридического лица см. также статью 1202 ГК РФ.

1. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность.

2. Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом.

3. Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет.

В соответствии с международным правом любое государство и его предствительства, находящиеся на территории иного государства, пользуются судебным иммунитетом, т.е. неподсудны судам другого государства. В силу ст.

435 ГПК предъявление иска к иностранному государству, его обеспече­ние и обращение взыскания на имущество иностранного государства, нахо­дящееся в Российской Федерации, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представи­тели иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и международных договорах Российской Федерации, подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, оп­ределяемых нормами международного права или международным договорам Российской Федерации.

В тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается рос­сийскому государству, его имуществу или представителям российского госу­дарства такая же судебная неприкосновенность, какая, согласно настоящей статье, обеспечивается иностранным государствам, их имуществу или пред­ставителям иностранных государств в Российской Федерации, Правительст­вом Российской Федерации может быть предписано в отношении этого го­сударства, его имущества или представителя этого государства применение ответных мероприятий.

По установившейся традиции согласие иностранного государства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, от­дельно на его обеспечение и отдельно на обращение взыскания, т.е.

Читайте также:  Инвалидность при эпилепсии: условия назначения и оформление документов

, напри­мер, государство, дав согласие на предъявление иска, может не дать его на принятие обеспечительных мер.

Следовательно, такое согласие определяет­ся по законодательству соответствующего иностранного государства, а не по законам Российской Федерации.

Судебный иммунитет международных организаций установлен феде­ральными законами РФ и международными договорами с ее участием.

Дипломатический иммунитет

Важным аспектом международного гражданского процесса является дипломатический и консульский иммунитет, который регулируется и внутренним законодательством, и международными конвенциями. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.

наделяет дипломатического агента иммунитетом от гражданской юрисдикции, за исключением: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных полномочий. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением перечисленных выше трех случаев и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

В соответствии со ст.

32 названной Конвенции возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Но отказ от иммунитета от юрисдикции относительно гражданского или административного дела не означает отказ от иммунитета в отношении исполнения решения, для последнего требуется отдельный отказ.

Я люблю свою работу, Я приду сюда в субботу И конечно в воскресенье. Здесь я встречу день рожденье, Новый год, 8 Марта, Ночевать здесь буду завтра! Если я не заболею, Не сорвусь, не озверею, Здесь я встречу все рассветы, Все закаты и приветы. От работы дохнут кони,

Ну а я… бессмертный пони!))



Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Все физические лица в международном праве подразделяются на 3 группы:

  • граждане страны;
  • граждане иных государств;
  • лица, не имеющие гражданства.

В последнее время в отдельную категорию все чаще выделяют беженцев.

Определение 1

Иностранный гражданин в РФ – это физическое лицо, которое имеет подданство или гражданство иностранного государства и не является гражданином России.

Иностранных граждан подразделяют на лиц, которые временно проживают на территории РФ или постоянно проживают в стране. К лицам без гражданства относятся физические лица, не являющиеся гражданином России, не имеет доказательств наличия гражданства другого государства.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Лица без гражданства, граждане других государств относятся к субъектам международного частного права. Такие отношения осложнены иностранным элементом, обладают определенными правами и обязанностями. Иностранный элемент представляет собой:

  • имущественные отношения, где субъектом является сторона, обладающая подданством или гражданством иностранного государства;
  • возникновение, прекращение или изменение связанных с юридическим фактом отношений, которые происходят в иностранном государстве;
  • субъекты относятся к одному государству, а объект находится за границей.

Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Объем правомочий субъектов трансграничных отношений определяется через правоспособность и дееспособность. Гражданская правоспособность – это способность иметь определенные гражданские права и нести соответствующие обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с моментом его смертью (ст. 17 ГК).

При определении гражданской правоспособности важно руководствоваться его личным законом. На территории России лица без гражданства и иностранные граждане обладают равной с российскими гражданами правоспособностью.

Они могут независимо от расы, национальности, пола, религиозных взглядов и некоторых других факторов, обладать личными неимущественными и имущественными правами, иметь в собственности имущество.

Все правила, установленные Гражданским кодексом, распространяются как на граждан РФ, так и на лиц без гражданства и иностранных граждан.

Замечание 1

В отдельных случаях законодатель предусматривает дифференцированный подход в определении дее- и правоспособности иностранных граждан на территории РФ. Особенности правового положения этой категории субъектов вытекают из специальных двусторонних соглашений.

Особенности личного закона:

  • используется в форме национального закона (закон гражданства) или закона места жительства (закон домилиция), в определении личного закона может использоваться смешанный подход;
  • правоотношения иностранного гражданина регулируются правом государства, гражданством которого он обладает (если личный закон используется в форме национального закона);
  • правоотношения иностранного гражданина регулируются правом государства, на территории которого он находится (если личный закон используется в форме закона домилиция).

Выбор личного закона осуществляет законодатель. Личный закон в форме национального закона применяется в большинстве европейских стран. В странах с системой общего права (Канада, США, Англия) предпочтение отдается личному закону в форме закона домилиция. В РФ используется смешанная система определения личного закона.

Личным законом физического лица в РФ (ст. 1195 ГК) является право страны, гражданством которого данное лицо обладает.

Для иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории России личным законом также является российское право.

Если лицо обладает двойным гражданством, то есть является бипатридом, то его личным законом также признается российское законодательство. Это правило применяется и в отношении лиц, имеющих место жительства на территории РФ.

Личным законом беженца выступает право страны, которая предоставляет убежище.

Это положение исключительное, оно отображает факт того, что при особых обстоятельствах, когда беженцы были вынуждены уехать из места своего постоянного проживания или из страны своего гражданства, их связь с этой страной утрачивается. Определяющим для правового положения таких лиц выступает право принявшей их страны.

Законодательство принявшей беженца страны определяет понятие беженца, принципы и условия, при которых лицо может получить статус беженца, объем дееспособности и правоспособности лиц, которые получили этот статус. Нормы, регулирующие правовой статус беженцев на территории России, играют важное значение для создания условий стабильности среди граждан РФ, а также самих лиц со статусом «беженец».

Личный закон предусматривает, когда и в каком случае может применяться право той или иной страны к определенному лицу, объем прав разных категорий граждан – субъектов в трансграничных отношениях регулируется правовым национальным режимом, специальным режимом и преференциальным – режимом наивысшего благоприятствования.

Исключения из принципа определения правоспособности и дееспособности

Существует ряд исключений из определения правоспрособности и дееспособности по личному закону в России для граждан других государств и лиц без гражданства. Это относится к сделкам, которые совершаются лицами без гражданства и иностранными гражданами. Заключая сделки в России, иностранный гражданин не может ссылаться на полный объем полномочий, которыми обладает в своем государстве.

Гражданская дееспособность граждан определяется именно российским правом. Это касается обязательств, возникающих в результате причинения вреда в РФ. Российское законодательство подчиняет своему праву решение вопросов о признании граждан других государств или лиц без гражданства безвестно отсутствующими, ограниченно дееспособными, об объявлении их умершими.

Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства

Гражданские процессуальные права иностранцев и лиц без гражданства. Исполнение решений и поручений иностранных судов в гражданском процессе.

Иностранным гражданам, т. е. лицам, не являющимся гражданами РФ и имеющим доказательства наличия гражданства иностранного государства, гарантируется право на судебную защиту их личных, имущественных, семейных и иных прав и свобод (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Иностранные граждане, лица без гражданства имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ст. 398 ГПК РФ).

Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

Они могут на общих основаниях выступать в процессе в качестве стороны или третьего лица. Им предоставляются процессуальные права, и они выполняют обязанности участвующих в деле лиц, предусмотренные ст. 35 и др. ГПК РФ. Как и российские граждане, они могут представлять в суд документы, выданные за границей иностранными властями.

Читайте также:  Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в 2021 году: порядок, выплата, формула и примеры

Однако такие документы должны быть в установленном порядке удостоверены — легализованы, если только международный договор не освобождает от легализации (ст. 408 ГПК РФ).

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании консулом подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Освобождение от легализации предусмотрено договорами о правовой помощи, Минской конвенцией стран СНГ 1993 г.

Упрощенная форма удостоверения документов (проставление апостиля) введена Гаагской конвенцией 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных документов; в ней участвует большое число стран, в том числе и Россия.

Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с ГПК РФ и иными федеральными законами.

Специальную норму о свободном доступе иностранных граждан и юридических лиц в суды содержат и договоры о правовой помощи, и Минская конвенция 1993 г. Эти лица имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды другого договаривающегося государства, выступать в них, возбуждать ходатайства и предъявлять иски на тех же условиях, что и граждане данного государства.

  • Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.
  • Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.
  • Суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие).
  • Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
  • 1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
  • 2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
  • Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 112 ГПК РФ.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

О проекте  /  мчп  /  мчп — лекции  /  правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Согласно статьям 1196 – 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность, а также гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом, который является правом той страны или государства гражданство которой данное физическое лицо имеет. Признание в Российской Федерации физического лица частично не дееспособным или же полностью недееспособным подчиняется исключительно российскому праву.

Относительно же объёма дееспособности и правоспособности, статьёй 1196 устанавливается, что иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства, пользуются в Российской Федерации той же гражданской правоспособностью, что и сами граждане РФ (кроме таких случаев, которые устанавливаются законом). В качестве правовых ограничений для иностранцев можно выделить такие: ограничения в приватизации муниципального или государственного имущества, несение воинской службы, запрет занимания ряда государственных должностей и пр.

Установив для иностранцев национальный режим, Основами законодательства также были предусмотрены некоторые изъятия из вышеперечисленных правил по сравнению с правоспособностью граждан РФ.

К примеру, в состав экипажа морских и воздушных судов обязаны входить исключительно граждане РФ.

Данное ограничение правоспособности иностранцев, кроме перечисленных случаев, возможно согласно распоряжению Правительства РФ в порядке реторсии (ответная мера) для граждан тех государств или стран, в которых имеют место определённые ограничения правоспособности граждан РФ.

Гражданская правоспособность лиц, которые не имеют гражданства, однако проживающих на территории РФ полностью аналогична правоспособности иностранцев.

Согласно пункту первому статьи 160 лица, не имеющие гражданства, пользуются гражданской правоспособностью в том же самом объёме, что и граждане РФ. Таким образом, им как и иностранцам предоставлен национальный режим.

При этом законами РФ могут устанавливаться и отдельные изъятия.

Лицам не имеющим гражданствам, а также иностранцам гарантируются те же свободы и права, которые предусмотрены законами РФ (в том числе в сфере личных и имущественных отношений). Вместе с этим на них ложится обязанность соблюдать все требования, диктующиеся указанными законами.

Национальный режим означает возложение на иностранных граждан тех же правил, что и на граждан РФ. Обычно он устанавливается по международным договорам (к примеру, в 1883 по Парижской конвенции), а также источникам национального права (к примеру, по Конституции). Данное предоставление национального режима иностранцам не обуславливается наличием взаимности.

Интересное:

Правовой статус иностранных лиц в российском гражданском процессе

Глава I. Положение иностранных лиц в российском гражданском процессе.

1.1Правовой статус иностранных лиц в российском гражданском процессе………………………………………………………………………4-6

1.2 Иски к иностранным государствам. Дипломатический иммунитет…7-10

Глава II. Компетенция российских судов по рассмотрению дел с участием иностранных лиц.

2.1 Подсудность дел с участием иностранных лиц судам Российской Федерации………………………………………………………………….11-16

2.2 Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)……………………………………………16-21

  • Глава III . Правовая помощь по гражданским делам………………22-25
  • Заключение…………………………………………………………………….26
  • Список литературы…………………………………………………………27-29
  • Введение

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации также провозглашается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона.

Каждый человек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации.

По мере развития глобального общества, совершенствования средств сообщения и развития мирных и дружественных отношений между странами все большее число лиц проживают в странах, гражданами которых они не являются.

Актуальность данной темы заключается в том, что в России помимо граждан проживает огромное количество иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Россия является многонациональной страной. Следовательно, хотелось бы рассмотреть права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Объектом исследования выступили правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федераций.

Предметом исследования выступили иностранные граждане и лица без гражданства.

Теоретической базой работы послужили труды учёных-юристов (М.А.Фокина, Мусиной В.А., М.К. Треушникова

Нормативная база курсовой работы состоит из Конституции РФ, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ о въезде и выезде на территорию РФ», Венской конвенции о консульских отношениях 1963г, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1995 и т.д.

Цель данной работы является — на основе анализа теоретических работ, законодательства и практики рассмотреть основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, выявить не ущемляются ли их права на территории РФ.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1. Изучение понятия иностранный гражданин и лицо без гражданства.

2. Изучение правового статуса иностранных граждан и апатридов.

3. Рассмотрение основных прав, свобод и обязанностей иностранцев и лиц без гражданства

5. Анализ действующего законодательства, регулирующего производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав,..разбитых на подглавы, заключения и списка использованной литературы.

Читайте также:  Региональные пособия в 2021 году: кому положены и как их оформить

Глава 1. Положение иностранных лиц в российском гражданском процессе

Правовой статус иностранных лиц в российском гражданском процессе

Коллизионные вопросы право- и дееспособности иностранцев, ограничение и лишение дееспособности, объявление лица безвестно отсутствующим и умершим

Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев на терри­тории конкретного государства издавна являлись краеугольными в международном частном праве. Первоначально именно отноше­ния, связанные с правовым положением иностранных купцов, по русской терминологии того времени — «заморских гостей», состав­ляли основную сферу действия международного частного права.

Для международного частного права характерен дифференциро­ванный подход к физическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный:

1) на разделении на соответствующие категории:

  • собст­венные (отечественные) граждане данного государства;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства (в последние годы все более актуально выделение в отдельную группу беженцев).

2) на установле­нии определенного правового режима в отношении каждой из них.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую право­вую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пре­делов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и обязанности, возни­кающая с момента рождения и устанавливаемая законом (апри­мер, ст. 18 Гражданского кодекса РФ раскры­вает содержание гражданской правоспособности в российском праве).

В практике международного частного права сложилось та­кое положение, когда иностранные граждане, обладая определен­ным объемом правоспособности, которая предоставлена им соб­ственным (отечественным) правопорядком, во время своего пре­бывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем го­сударстве. В то же время объем прав, которыми наделены ино­странные граждане в государстве пребывания, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в сво­ем отечестве.

Иностранные граждане, пребывающие на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным пра­вопорядком. Преимущественно это осуществляется на основе принципа национального режима. Национальный режим может быть установлен внутригосударственным актом или международ­ным договором.

В новейшем российском законодательстве коллизионный аспект определения гражданской правоспособности физического лица соединен с ма­териально-правовой нормой, устанавливающей общие рамки объ­емов правоспособности иностранных граждан и лиц без граждан­ства на территории РФ на основе принципа национального режи­ма, закрепленного во многих других предписаниях отечественного правопорядка. Так, в части третьей ГК (ст. 1196 ГК РФ) предусматривается, что «гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом».

Таким образом, действующее коллизионное право Российской Федерации, помимо закрепления коллизионного принципа (личного закона), применительно к вопросам правоспособности позволяет говорить о двух аспектах проблемы:

  • правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица;
  • объеме правоспособности, обусловленном принципом на­ционального режима.

Основные изъятия из национального режима — практически повсеместно иностранные граждане не могут:

  • занимать высшие государственные должности;
  • избирать и быть избранными в пред­ставительные органы власти;
  • исполнять воинскую обязанность;
  • быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодо­рожных локомотивов и т.д.

Предписания об уравнивании в правах граждан договариваю­щихся государств содержатся в двусторонних соглашениях о пра­вовой помощи (например, в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между Россий­ской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г., ст. 1).

Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (СНГ) принцип национального режима имеет еще большую сфе­ру действия, ибо он распространяется не только на граждан дого­варивающихся государств, но также и на другие категории субъ­ектов, т.е. лиц, постоянно проживающих на территории соответ­ствующей договаривающейся стороны.

Следовательно, если гражданин Болгарии постоянно прожива­ет на территории Российской Федерации, определение его право­вого статуса, скажем, в Республике Молдова или Украине должно подчиняться принципу национального режима, т.е. он должен быть уравнен в правах с собственными гражданами соответствен­но либо Молдовы, либо Украины.

 Правоспособность иностранных физических лиц может ограни­чиваться также и посредством установления перечня секторов эко­номики, в которых не может быть занят иностранец. Например, в РФ архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется наравне с гражданами РФ, если это предусмотрено международным договором РФ.

Однако при отсут­ствии соответствующего международного договора указанные кате­гории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором — гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию (ст. 10 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Россий­ской Федерации» 1995 г.).

В принципе наиболее общей для многих государств сферой, в которой действуют ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, являются трудовые отношения, а также отношения собственности, особенно в том, что касается вещных прав на недвижимость.

В последнее время в научный и правовой оборот вошло понятие «экономическая иммиграция».

Следует отметить, что многие европейские государства (ФРГ, Ис­пания, Франция) в целях запрещения либо ограничения «экономической иммиграции» вводят вышеуказанные требования к въез­ду иностранцев на свои территории и их дифференциацию на со­ответствующие группы.

В Российской Федерации изъятия из принципа национально­го режима установлены федеральным законодательством:

  • ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г.;
  • Ст. 1, 2 Закона РФ «О недрах» 1992 г.;
  • ст. 7 Закона РФ «О континентальном шельфе Российской Феде­рации» 1995 г.;
  • ст. 22 Лесного кодекса РФ 1997 г.;
  • Земельный кодекс РФ.

Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев

Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis) в двух разновидностях:

  • закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae);
  • закона местожительства (lex domicilii).

После введения в действие третьей части ГК РФ отече­ственное право также стало использовать общепринятую в между­народной практике обобщающую разновидность коллизионной формулы определения дееспособности физического лица — lex personalis, т.е.

в праве России «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет» (п. 1 ст. 1195 ГК).

Статья 1195 содержит разветвленную систему норм, позволяющих в разнообразных по фактическому составу отношениях устано­вить, право какой страны будет выступать в качестве личного за­кона гражданина или лица без гражданства.

  • В  судебной практике, и в «писа­ном праве» различных государств стал формироваться следующий подход: дееспо­собность лица подчиняется закону его отечественного государст­ва; в то же время, если лицо, обладающее полной дееспособно­стью согласно иностранному закону, даже будучи недееспособным по своему национальному закону, совершает юридический акт на территории иностранного государства, оно будет рассматриваться как полностью дееспособное.
  • Однако при рассмотрении затронутой проблемы существенно одно немаловажное обстоятельство — речь идет преимущественно о дееспособности в рамках обязательственных отношений, ибо в иных областях, например в брачных отношениях, дееспособ­ность представляет собой отдельный вопрос, решение которого целесообразно осветить в разделе, посвященном брачно-семейным отношениям.
  • Таким образом, в сегодняшней правовой действительности рассмотренный подход стал преобладающим не только в нацио­нально-правовых системах, но и в международных договорах.
  • Из­вестное исключение из него существует для сделок с недвижимо­стью: в этом случае приведенные акты перечисленных выше и прочих государств уточняют, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости (lex rei sitae).

В действующем праве Российской Федерации определение дееспособности предпринимателя осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве таково­го: «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве ин­дивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индиви­дуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применя­ется право страны основного места осуществления предпринима­тельской деятельности» (ст. 1201 ГК РФ).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ являет собой исключительно важный документ с точки зрения полноты освещения и решения анализируемой части вопросов, так как впервые в многостороннем масштабе закреплены унифи­цированные нормы в области определения

  • правоспособности — на началах национального режима (ст. 1);
  • дееспособно­сти — на принципах гражданства для граждан договаривающихся государств и домицилия (постоянного местожительства) — в том, что касается лиц без гражданства, проживающих на их террито­риях (ст. 23).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]