Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

  • Департамент образования и науки Костромской области
  • ОГБПОУ «Галичский аграрно-технологический колледж Костромской области»
  • Презентация на тему: «Гражданское право. Виды дееспособности граждан» по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
  • Работу выполнил: Карепов Иван Дмитриевич,

обучающийся 2 курса специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Галич, 2019 год

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Понятие гражданского права

Гражданское право – отрасль права регулирующая имущественные, и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников их имущественной самостоятельности и автономии воли.

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Источники гражданского права

Конституция, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства, федеральные законы и акты: «Всемирная конвенция об авторских правах», «Парижская конвенция об охране промышленной собственности» и т.д.

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Объекты гражданских правоотношений

  • Вещи (ценные бумаги, деньги)
  • Имущественные (право собственности)
  • Работы и услуги
  • Информация
  • Результаты интеллектуальной деятельности (творчество, авторские права)
  • Нематериальные блага (честь, достоинства, права, деловая репутация)

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Дееспособность

Дееспособность (ст. 21 ГК) – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособность приобретается с 18 лет, кроме случаев:

  • регистрации брака
  • эмансипации. Юридически это объявление полностью дееспособным лица, достигшего 16-летнего возраста, если оно занимается предпринимательской деятельностью либо работает по трудовому договору при наличии согласия родителей или иных законных представителей органом опеки и попечительства.

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Виды дееспособности

  • полная дееспособность;
  • дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет;
  • дееспособность малолетних от 6 до 14 лет;
  • ограниченная дееспособность;
  • отсутствие дееспособности (недееспособность).

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Дееспособность малолетних

Дееспособность малолетних  –  ст. 28 ГК РФ . До 6 лет ребёнок юридически недееспособен, действия осуществляются родителями или законными представителями. До 14 лет у ребёнка есть возможность совершения некоторых юридических действий:

  • мелких бытовых сделок (сделки на незначительную денежную сумму и связанные с приобретением недорогих канцелярских принадлежностей, продуктов первой необходимости и т.п.);
  • сделок на безвозмедное получение выгоды (если не необходимо нотариальное заверение или государственная регистрация);
  • сделок по распоряжению денежными средствами, предоставленными законным представителем или третьим лицом без конкретной цели (закон не определяет сумму).

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет

Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет  —  ст. 26 ГК РФ . Вопросы имущественной ответственности – гл. 59 ГК. Эти лица вправе совершать те же сделки, что и малолетние, самостоятельно, а также:

  • распоряжаться своим заработком, стипендией или иным видом дохода;
  • самостоятельно осуществлять права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться вкладами;
  • по достижении 16 лет быть членами кооперативов .

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Полная дееспособность

Полная дееспособность  – это способность физического лица своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом гражданские, имущественные и личные неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые гражданские обязанности в полном объеме.

Виды дееспособности граждан в России: налоговая, административная и экологическая

Полная дееспособность возникает при достижении лицом 18-летнего возраста (п.1 ст.21 ГК РФ), но из этого правила есть 2 исключения:

  • Эмансипация (ст.27 ГК РФ) – лицо, достигшее 16-летнего возраста, и работающее по трудовому договору, либо занимающееся предпринимательской деятельностью, может быть объявлено полностью дееспособным.
  • Вступление в брак (п.2 ст.21 ГК). По общему правилу вступление в брак возможно по достижении 18 лет. Если впоследствии брак будет расторгнут, или будет признан недействительным, то суд может принять решение об утрате либо сохранении полной дееспособности за этими “супругами”.

Признание гражданина недееспособным

Гражданин, который в силу психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководить ими, может быть признан судом недееспособным (п.1 ст. 29 ГК РФ).

Таким образом, признание недееспособности гражданина осуществляется только судом, причем с заявлением в суд согласно ст.

281 ГПК РФ могут обратиться члены его семьи, близкие родственники независимо от совместного с ним проживания, орган опеки и попечительства, психиатрическое или психоневрологическое учреждение. На основании решения суда над таким гражданином устанавливается  опека .

Ограничение гражданина в дееспособности

Ограничить можно лишь лицо, обладающее дееспособностью в полном объёме. Основание: злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, которое ставит семью в тяжёлое материальное положение.

Решение об ограничении гражданина в дееспособности принимается судом по правилам особого производства; в ГПК есть специальная глава, посвящённая возможности ограничения дееспособности гражданина ( ст.

262 ГПК РФ ) и признания его недееспособным.

Правоспособность

Правоспособность  ( ст.17 ГК ) – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность неотделима от человека, она признаётся за каждым гражданином в равной степени, возникает с рождения и прекращается смертью.

Правоспособность не является естественным свойством человека, т.к. возникает в силу закона, то есть она представляет собой общественно-юридическое свойство, определенную юридическую возможность. Правоспособность являет собой определённое субъективное право лица.

В подтверждение правильности этого утверждения правоспособность пользуется правовой защитой, что характерно для всех субъективных прав.

В то же время законодатель поставил правоспособность в ГК РФ впереди всех норм о субъективных правах, как бы подчеркивая её значимость.

Спасибо за внимание !

Виды дееспособности граждан

Замечание 1

Дееспособность граждан – это способность гражданина своими действиями приобретать, реализовывать гражданские права и исполнять гражданские обязанности.

Дееспособность граждан не может быть одинаковой. Приобретение прав и их осуществление собственными действиями должно сопровождаться способностью лица брать на себя определенные обязанности, исполнять их, понимать весь смысл норм права, разумно рассуждать и осознавать последствия своих действий. Все эти качества значительно различаются в зависимости от возраста и психического здоровья.

Законодательство выделяет несколько видов дееспособности:

  • полная;
  • частичная дееспособность несовершеннолетних (14 — 18 лет);
  • частичная дееспособность малолетних (6 — 14 лет);
  • ограниченная дееспособность;
  • недееспособность.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дееспособность появляется с возрастом, граница данного возраста определяется законодательством. В полном объеме данная дееспособность появляется с наступлением совершеннолетия (по достижении 18 лет).

Исключение из правила: лицо, вступившее в брак до наступления совершеннолетия, приобретает дееспособность в полном объеме (данная норма ориентирована на обеспечение равных прав супругов, содействует охране прав родителей и иных прав лиц, которые вступают в брак до 18 лет).

Полная дееспособность и недееспособность граждан

Определение 1

Полная дееспособность – это способность лица приобретать, осуществлять предоставляемые законом имущественные права, личные неимущественные своими действиями, брать на себя любые обязанности и исполнять их, реализовать в полном объеме правоспособность, принадлежащую данному гражданину.

Полностью дееспособным может быть признан человек, достигший возраста 18 лет либо 16-летнего возраста, если он работает по трудовому договору, по контракту, с согласия законных представителей (родителей, попечителей, усыновителей), либо зарегистрирован в качестве предпринимателя и занимается соответствующей предпринимательской деятельностью.

Гражданин может быть признан недееспособным судом вследствие психического расстройства, так как не может в полной мере понимать значение своих действий, руководить ими.

Сам по себе факт слабоумия или душевной болезни не дает оснований считать гражданина недееспособным.

С заявлением в суд о признании лица недееспособным в данной ситуации могут обратиться близкие родственники (родители, сестры, братья, дети), независимо от совместного проживания, органы опеки и попечительства, психоневрологическое или психиатрическое учреждение.

О состоянии психического состояния гражданина можно судить только по судебно-психиатрической экспертизе, назначенной судом, при обязательном участии прокурора, представителя органа опеки и попечительства (Гражданско-процессуальный кодекс ст. 283, 284). Над гражданином устанавливается опека на основании решения суда.

При улучшении психического состояния недееспособного гражданина, он, по решению суда, на основании судебно-психиатрической экспертизы, может быть вновь признан дееспособным. После признания гражданина дееспособным, опека, установленная судом, отменяется.

Частичная дееспособность лиц до 18 лет

Частичная (неполная) дееспособность относится к двум категориям лиц: в возрасте от 14 до 18 лет и в возрасте от 6 до 14 лет. Такая дееспособность характеризуется тем, что за гражданином остается право приобретать, осуществлять собственными действиями отдельные права и обязанности, предусмотренные законодательством.

Содержание частичной дееспособности зависит от возраста несовершеннолетнего лица: в возрасте от 14 до 18 лет – лица могут приобретать гражданские права, самостоятельно или с согласия законных представителей создавать гражданские обязанности для себя и совершать сделки разного рода.

Согласие законных представителей выражается в письменной форме (ст. 26 ГК). При несоблюдении данного требования сделка может быть признана недействительной (ст. 175). Допускается письменное одобрение сделки в последствии.

Законодательство не предусматривает, чтобы согласие на сделку было получено от обоих родителей или усыновителей. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет может самостоятельно распоряжаться стипендией, собственным заработком или другими доходами.

Это право является одним из наиболее важных, входящих в объем частичной дееспособности этих лиц.

Лицо в возрасте от 14 до 18 лет может самостоятельно:

  • распорядиться накопленными им деньгами, вещами, приобретенными на заработок;
  • совершать сделки в кредит;
  • осуществлять изобретательские и авторские права (заключать лицензионные договоры, требовать выдачи патента и др.), самостоятельно распоряжаться полученным гонораром;
  • совершать мелкие бытовые сделки, направленные на удовлетворение потребностей несовершеннолетнего лица, соответствующие его возрасту (приобретение канцелярских товаров, продуктов питания, парфюмерных товаров, ремонт обуви, одежды и т.д.);
  • вносить вклады в кредитные организации и впоследствии распоряжаться ими (ст. 26).
Читайте также:  Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства

Несовершеннолетние лица могут с 16 лет являться членами кооперативов, вступив в который он приобретает все имущественные права (обязательственные и корпоративные), обязанности в этой организации. Несовершеннолетние лица до 18 лет являются деликтоспособными, отвечать за имущественный вред, который причинен их действиями.

Лица в возрасте от 6 до 14 лет обладают узкой сделкоспособностъю и не обладают деликтоспособностью. Малолетние лица (не достигшие 14 лет) не могут совершать сделки самостоятельно. Их осуществляют только их законные представители.

Возможность заключения сделки лицом до 14 лет признается только в исключительных случаях. Малолетние наделены незначительной дееспособностью с 6 лет. До 6 лет дети являются полностью недееспособными, то есть не могут совершать юридически значимых действий.

Ограничение дееспособности граждан – это уменьшение объема дееспособности, имевшейся у лица. Может применяться к лицам с полной дееспособностью или с частичной дееспособностью. Дела об ограничении дееспособности рассматриваются в порядке особого производства судом. Ограничение дееспособности в возрасте от 14 до 18 лет возможно только по решению суда.

Виды и содержание дееспособности граждан

  • Содержание дееспособности граждан как субъективного права включает следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части:
  • — способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности;
  • — способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности;
  • — способность нести ответственность за гражданские правонарушения.

В отличие от правоспособности, которая в равной мере признается за всеми гражданами, дееспособность граждан не может быть одинаковой. Для того чтобы приобретать права и осуществлять их собственными действиями, принимать на себя и исполнять обязанности, надо разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий, иметь жизненный опыт. Эти качества существенно различаются в зависимости от возраста граждан, их психического здоровья.

  1. Учитывая указанные факторы, закон различает несколько разновидностей дееспособности:
  2. — полная дееспособность;
  3. — дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  4. — дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет.
  5. Виды

1) полная дееспособность.Она возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 летнего возраста. В то же время согласно ст. 13 СК гражданин, не достигший 18 лет, может приобрести полную дееспособность в случае вступления в брак, а также в результатеэмансипации,под которой в силу ст.

27 ГК понимается объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16лет, полностью дееспособным при условии его работы по трудовому договору (контракту) или занятия с согласия законных представителей (родителей, усыновителей либо попечителя) предпринимательской деятельностью.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства (с согласия законных представителей) или по решению суда (при отсутствии такого согласия);

2) частичная дееспособность. Ею обладают несовершеннолетние граждане: малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и неэмансипированные подростки в возрасте от 14 до 18 лет.

За малолетних сделки (кроме мелких бытовых и некоторых других, которые они вправе самостоятельно совершать с 6 летнего возраста) от их имени могут осуществлять (при соблюдении предусмотренных законом условий) только их родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки по общему правилу, с предварительного (либо последующего) письменного согласия (одобрения) своих законных представителей.

Вместе с тем, в этом возрасте подростки вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые и иные сделки, в частности сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели (например, для приобретения компьютера) или для свободного распоряжения;

3) ограниченная дееспособность. Данный вид дееспособности регламентируется законом. По общему правилу никто не может быть ограничен в право– и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.

Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособности граждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, установившего подобное ограничение.

Более того, по общему правилу являются ничтожными полный или частичный добровольный отказ гражданина от право– или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение его право– или дееспособности (ст. 22 ГК);

4) «нулевая» дееспособность (полная недееспособность).По смыслу ст. 28 ГК полностью недееспособными являются малолетние граждане в возрасте до шести лет. Кроме того, недееспособным по решению суда с установлением над ним опеки может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.

Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений.

Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т.д.),

дееспособность — по достижении определенного условия (регистрация в качестве предпринимателя, достижение определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

  • Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:
  • -право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах;
  • -существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов (представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) — в суд общей юрисдикции);
  • -право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;
  • -право обращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;
  • -право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены другие права.

Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

  1. Виды обязанностей налогоплательщиков
  2. 1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):
  3. -обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;
  4. -обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.
  5. 2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:
  6. -прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;
  7. -требующие особого указания на отношение к налогоплательщику.
  8. 3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:
  9. -общие для всех категорий налогоплательщиков;
  10. -специальные, возложенные только на определенных субъектов.
Читайте также:  Инструкции по охране труда для медицинских работников: кто утверждает

Пункты 1 и 4 ст. 26 НК РФ наделяют налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее по тексту — налогоплательщики) правом участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ N 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст.

101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ.

Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель.

К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Статья 27 НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения полномочий законных представителей, а ст. 29 НК РФ — уполномоченных представителей, о которых более подробно будет идти речь позже.

  • К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.
  • Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
  • Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
  • Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
  • Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
  • Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  • Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
  • Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:
  • 1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;
  • 2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;
  • 3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • 4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.
  • По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет эти полномочия.
  • Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Административная право- и дееспособность граждан

Положение гражданина как субъекта административного права определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

В Международном пакте о гражданских и политических правах записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16).

Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

Под административной правоспособностью гражданина понимается «признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера». Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В ней обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.

).

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их.

Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством.

В полном объеме она возникает, как правило, по достижении гражданином 18-летнего возраста.

В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности.

Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Например, субъектом административного правонарушения могут быть граждане, способные по возрасту (не менее 16 лет, ст. 2.3 КоАП РФ) и вменяемости (отдающие отчет в своих действиях, могущие руководить ими, ст. 2.

8 КоАП РФ) нести ответственность за совершение проступка.

Вменяемость является самостоятельной категорией права и имеет специфические черты. Следует отметить, что проблемы вменяемости-невменяемости больше разработаны применительно к уголовному праву, однако выработанные теорией положения применимы и для иных отраслей права, в том числе административного.

Вменяемость — прежде всего признак человека, обладающего психическим здоровьем. Однако подчас вменяемыми могут быть не только лица, не имеющие каких-либо недостатков психического характера, но и лица, страдающие психическими заболеваниями и недостатками умственного развития.

К последним при выяснении влияния психического здоровья на вменяемость необходим дифференцированный подход.

Вменяемость имеет социально-психологическую характеристику, которая выражается в уровне интеллектуального развития, в обладании лицом определенными волевыми качествами, в эмоциональных чертах характера.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью.

Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.

На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса.

Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е.

Читайте также:  Полис обязательного медицинского страхования (ОМС) в МФЦ: порядок получения и замены

их дееспособность.

Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически является их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности.

Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений.

Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.

Итак, административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, образуемой административной правоспособностью и административной дееспособностью.



Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей

Участниками отношений, регулируемых законодательством о на­логах и сборах, являются организации и физические лица, при­знаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы (ст. 19 НК РФ).

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установ­ления, введения или взимания налогов, осуществления налого­вого контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств, установленных законо­дательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога.

Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на осно­вании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений.

Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законодательством отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы:

  1. организации;
  2. физические лица.

Налогоплательщики-организации

В налоговом праве поня­тие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реали­зации предписаний Налогового кодекса РФ организации под­разделяются на два вида:

  1. российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  2. иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, меж­дународные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, при ус­ловии, что налоговым законодательством на них возложена обя­занность уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не явля­ются, поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК РФ они только ис­полняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщики — физические лица

Ими могут быть:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налого­плательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предпринимате­ли и налоговые резиденты РФ.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К числу индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ также относит частных нотариусов, ча­стных охранников и частных детективов. Индивидуальные пред­приниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпри­нимателя. Так, ст.

11 НК РФ указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в ка­честве индивидуальных предпринимателей в нарушение требова­ний гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Основой правового статуса налогоплательщика является на­логовая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права.

Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.

Она представ­ляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений.

Содержанием налоговой правоспособности является совокуп­ность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приоб­ретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга^

  • yалоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в на­следство и т.д.),
  • дееспособность — по достижении определенно­го условия (регистрация в качестве предпринимателя, достиже­ние определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотноше­ниях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридиче­ского лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельно­сти, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязан­ностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой ста­тус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязан­ность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязательными элемента­ми правового статуса налогоплательщика выступают общие, оди­наковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответст­венность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплатель­щиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации отно­сительно государства. Практическая реализация правового ста­туса налогоплательщика происходит в процессе вступления ор­ганизации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

  • право получать от нало­говых органов письменные разъяснения и пояснения по во­просам применения налогового законодательства, а также нор­мативных документов о налогах и сборах;
  • существенные пол­номочия по защите своих прав и законных интересов (представ­лять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых прове­рок; присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки; право обжаловать акты налоговых органов, а также дей­ствия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных пред­принимателей) — в суд общей юрисдикции);
  • право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;
  • право об­ращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;
  • право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налого­вым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть пре­доставлены другие права.

Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права.

Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязан­ность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обя­занностей налогоплательщиков

1)    В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

  • обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;
  • обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

Обязанности первой группы:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  3. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
  4. представлять налоговым органам и их должностным лицам
  5. документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  7. не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов,  необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные)  налоги.  Организации также обязаны сохранять
  9. документы, подтверждающие произведенные расходы.

Обязанности второй группы:

  1. постановка на учет в налоговых органах;
  2. предоставление налоговому органу необходимой информа­ции и документов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *