Конституционное право на медицинское обслуживание: виды и формы помощи

Традиционно в России считается, что помощь или услуга — это действие, направленное на достижение некого результата, и понятие «лекарственное обеспечение» в понятие «медицинская помощь» не входит.

Справедливость такого подхода не бесспорна, особенно с точки зрения ст.

41 Конституции РФ, гарантирующей гражданам медицинскую помощь, которая немыслима сегодня без лекарств (95 % всей медицинский помощи, помимо диагностики, оказывается с помощью лекарственных препаратов (ЛП).

Общее правило по вопросу неправомерности оказания платных медицинских услуг изложено в части 1 статьи 41 Конституции России и гласит:«Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Эта норма говорит о том, что на территории государственного и муниципального учреждения не могут быть получены деньги от гражданина за медицинскую помощь, поскольку нельзя читать Конституцию РФ так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет… граждан»1.

При таком прочтении право на бесплатную медицинскую помощь становится лишенным смысла, а это понимание означает отсутствие права государственных учреждений оказывать платные медицинские услуги гражданам.

Данная норма Конституции позволяет гражданину, обратившемуся за медицинской помощью в государственное учреждение здравоохранения, требовать оказания бесплатной помощи, включая и лекарственную, — иначе помощь, при которой нет лекарств, не может быть признана соответствующей ситуации и закону.

Эта норма имеет высшую силу по отношению к другим нормам права (законам, постановлениям Правительства РФ и т.п.), исключая международные нормы, участником которых является Россия.

Она защищена так же и Уголовным Кодексом РФ, согласно которому такие статьи, как 125, 124 и 293 могут быть возбуждены против медицинского персонала в случае оставления в опасности лица, нуждающегося в помощи, или в случае неоказания помощи больному, повлекшего за собой различные степени вреда или смерть.

В международном праве следует отметить:

  • ст. 12 Международного пакта социальных, культурных и экономических прав, где говорится о том, что государства-участники принимает меры к достижению гражданами наивысшего достижимого уровня здоровья. Такой уровень не может быть достигнут без необходимых лекарств;
  • ст. 24 Конвенции о правах детей, согласно которой дети вправе рассчитываю на доступ к наиболее совершенным медицинским средствам;
  • ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
  • ст. 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, согласно которой государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН, согласно государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности (Правило 2 п. 6).

На практике указанные нормы и конституционное право постоянно нарушаются и имеют массу барьеров при попытке их реализовать, что не мешает, тем не менее, в каждом конкретном случае добиваться их реализации или компенсации в случае их нарушения.

Нарушение указанных прав связано, в частности с тем, что:

  • в противоречие Конституции РФ было принято Постановление Правительства РФ № 27 от 13 января 1996 г. «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которые определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи), в частности, и в государственных учреждениях здравоохранения;

Медицинская помощь как вид социального обеспечения: право, виды медико-социальной помощи, условия и формы её оказания

Охрана здоровья – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь – система общественных отношений, возникающих в области оказания врачом внешних воздействий (профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных и т.п.) на организм пациента посредством оказания медицинских услуг в целях предупреждения расстройства либо сохранения (восстановления) его здоровья.

Медицинское обслуживание — правоотношение, возникающее между пациентом и медицинской организацией, связанное с оказанием врачом этой организации медицинских услуг пациенту в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Признаки медицинской помощи:

1. Это внешнее воздействие на организм пациента субъектом (врачом), имеющим специальные познания и право практически осуществлять их в области медицины. В данном случае под правом практически осуществлять соответствующие действия понимается наличие у лица необходимых знаний и подтверждающих их документов (дипломов, лицензий и т.п.), определяемых действующим законодательством РФ.

Данное воздействие имеет целью предупреждение расстройства либо сохранение (восстановление) здоровья человека.

Читайте также:  Должностные и функциональные обязанности медсестры в детском саду согласно СанПиН

При этом необходимо учитывать, что воздействие может быть различным по содержанию, имея профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и другую направленность в зависимости от характера, степени и длительности расстройства здоровья (в том числе предполагаемого или прогнозируемого).

Воздействие реализуется пациентом в силу объективной невозможности самостоятельно (т.е. лично, без внешнего участия) осуществить указанные мероприятия в связи с опасностью наступления либо свершившимся фактом расстройства здоровья. Данный признак отражает то, что медицинская помощь оказывается лишь в случаях, когда исчерпаны возможности для самолечения (самопомощи).

  • Воздействие оказывается, как правило, совершением определенных действий (процедур), удовлетворяющих потребности пациента применительно к предупреждению расстройства здоровья либо его сохранению (восстановлению).
  • Виды медицинских услуг:
  • По содержанию воздействия на организм пациента медицинские услуги можно классифицировать как:
  • • профилактические;
  • Проводятся в соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения расстройства здоровья в связи с возникновением инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных и профессиональных заболеваний путем осуществления:
  • — обязательных (предварительных и периодических) медицинских осмотров;
  • — профилактических прививок;
  1. — гигиенического воспитания и обучения.
  2. • диагностические;
  3. Услуги, связанные с определением причин (этиологии) расстройства здоровья, включая процедуру диспансеризации и экспертные заключения о состоянии здоровья.
  4. • консультативные;

Исходя из положений ст.

19 и 31 Основ законодательства об охране здоровья граждан речь идет об услугах, связанных с информированием пациента в доступной форме о состоянии здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Сюда же относится информация о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания и т.п., включая разъяснение возможности самостоятельного лечения с применением общедоступных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

  • • лечебные;
  • Услуги, направленные на стабилизацию и сохранение здоровья пациента со стороны лечащего врача с применением специальных знаний в области медицины и использованием средств медицинского назначения, включая оперативное медицинское вмешательство.
  • • реабилитационные (восстановительные).
  • Услуги, направленные на восстановление состояния здоровья и трудоспособности (в том числе профессиональной) пациента, существовавших до расстройства здоровья и снижения трудоспособности.
  • Разновидностью реабилитационных медицинских услуг является санаторно-курортное лечение, одновременно связанное с профилактическими, лечебными и реабилитационными услугами.
  • Специфика санаторно-курортного лечения заключается в том, что этот вид медицинских услуг оказывается в отношении некоторых категорий граждан:

1) работникам, имеющим медицинские показания для санаторно-курортного лечения и перенесшим определенные виды заболеваний (Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. № 309309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей»), в том числе для лиц, их сопровождающих.

2) гражданам, относящимся к группе субъектов со специальным статусом:

• инвалидам, детям-инвалидам, инвалидам войны, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и другим категориям в соответствии со ст. 6.1. Закона от 7 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

• военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей;

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей».

• занятым на работах с химическим оружием в соответствии со ст. 8 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»;

  1. • гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф;
  2. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  3. По функциям медицинских учреждений медицинские услуги можно классифицировать как:
  4. • первичные медико-санитарные услуги (амбулаторно-поликлинические, профилактические услуги, включая диспансерное обследование и наблюдение);
  5. • медицинские услуги в рамках скорой (неотложной) помощи (при состояниях, угрожающих жизни и здоровью гражданина или окружающих его лиц);
  6. • специализированные медицинские услуги (при лечении отдельных заболеваний (включая социально значимые болезни и болезни, создающие угрозу для окружающих), требующих специальных методов диагностики, лечения и применения сложных медицинских технологий).
  7. В зависимости от характера расстройства здоровья медицинские услуги подразделяются:
  8. • на амбулаторно-поликлинические услуги, включая услуги дневного стационара, в отношении заболеваний, не требующих круглосуточной терапии и медицинского наблюдения;
  9. • стационарные услуги, в отношении заболеваний, требующих круглосуточной терапии и медицинского наблюдения;
  10. • экстренные услуги, в отношении заболеваний и состояний пациентов, угрожающих жизни гражданина.

Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 994;

Дипломные и курсовые работы, магистерские диссертации по праву на заказ

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru

Добро пожаловать!

На нашем сайте Вы можете заказать магистерскую диссертацию, дипломную или курсовую работу по праву (юриспруденции). Также мы можем подготовить для Вас отчет по практике, научную статью или реферат по праву, решить задачи, помочь с подбором материала и многое другое.

  • Все работы выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.
  • На сегодняшний день в сети Интернет можно бесплатно скачать множество работ, однако такие работы по юриспруденции никогда не дадут вам уверенности, так как они не выдерживают проверки преподавателем и определяются как скаченные с интернета.
  • Курсовые и дипломные работы, а также магистерские диссертации по юриспруденции должны подготавливаться профессионалами, специализирующимися в области юриспруденции и права, а не «специалистами» широкого профиля.
Читайте также:  ФЗ о льготах инвалидам: льготы на покупку лекарств и использование транспорта

Мы не беремся за любые заказы, а работаем исключительно по юридическим дисциплинам. Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

Вы получаете авторскую работу, проверенную на оригинальность системой Antiplagiat.ru. При получении вы можете там же проверить вашу работу, загрузив файл в систему, для того, чтобы убедиться в ее оригинальности. При заказе работы просим указывать необходимый процент оригинального текста в системе Antiplagiat.ru, а также способ проверки.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатное составление плана работы;
  • строгая специализация — подготовка работы лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы выполняем только работы по праву).
  • подготовка работы на основе действующего законодательства;
  • использование в работе новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При подготовке всех работ используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для наших магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

  1. Абсолютно на все работы даются гарантии.
  2. Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее написать работу, к примеру курсовые работы подготавливаются в срок от 7 до 14 дней, а дипломные работы по юриспруденции — от двух до четырех недель.
  3. Мы делаем на заказ:

Дипломные и курсовые работы, а также магистерские диссертации и научные статьи по праву требуют много времени и усилий. Доверьтесь профессионалам, экономьте свое время.

Медицинское право: понятие, источники, принципы, нормы | Суворов

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, самодостаточной и саморегулирующейся системой. С изменением социально-экономических условий и правовой доктрины в России перестали существовать ниши, недоступные правовому воздействию. Не исключение — и сфера охраны здоровья.

Значительное отставание фактической действительности в здравоохранении от правовой вызвало бурный рост медицинских споров и обращений в суд. С этого началось практическое формирование современного отечественного медицинского права.

Что такое Медицинское право

Медицинское право это отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. (Что такое Право)

Выяснилось, что действующее общее и специальное законодательство не способно учитывать особенности отношений в сфере охраны здоровья, не сложился необходимый категориальный (понятийный) аппарат, консолидирующий фактические и юридические представления участников отношений в сфере охраны здоровья. Неосведомленность юристов общей практики в медицине обычно сводит на нет значение их опыта и познаний в области юриспруденции в «медицинских» делах.

Возникла необходимость осмысления накапливающегося опыта. Обнажились насущные проблемы, выявились направления приложения сил, обозначились концептуальные подходы – это потребовало начального, пилотного анализа. Так стала формироваться теория современного отечественного медицинского права.

Сформировалось два основных подхода к проблеме

  1. Первый основан на ведомственно-отраслевой модели, здравоохраненческой, медицинской версии медицинского права, согласно которой правотворчество отправляется от практики организации и осуществления медицинской деятельности в подведомственности отраслевого ведомства, Министерства здравоохранения РФ — источник правотворчества в этом случае находится в области охраны здоровья, а медицинское право обслуживает те потребности, для которых прежде создавался регламент актами отраслевого ведомства. При таком подходе закон и иные правовые акты рассматриваются как средство придания общеобязательной силы и легальной формы ведомственным нормативам, как способ распространения ведомственных нормативов в неподведомственной среде.
  2. Второй подход отправляется от существующей правовой доктрины, в соответствии с которой расстановка приоритетов правового регулирования осуществляется актами объективного права в их иерархическом соотношении в единой системе, а источник правотворчества, в том числе в области охраны здоровья, находится в юридической сфере. Тем самым медицинское право не состоит на службе ведомства, а имеет вневедомственный и – более того – надведомственный характер. Задачей медицинского права является создание механизма регулирования, одинаково обязательного как для ведомства, так и для вневедомственной сферы, как для представителей медицины, так и для пациентов, а правоприменение осуществляется не в ведомственных рамках и не по ведомственным правилам, а судом по правилам юридическим.
Читайте также:  Правила обязательного медицинского страхования (ОМС): приказ 158Н

Теория и практика медицинского права находят воплощение в деятельности заинтересованных специалистов разного профиля: врачей, юристов, организаторов здравоохранения. К медицинскому праву проявляют интерес как должностные лица, так и негосударственные организации.

Составляется институт специалистов в области медицинского права

Таковыми являются не все заинтересованные, но лишь сведущие в вопросах правового обеспечения сферы охраны здоровья.

В числе последних состоят те, для которых юридическая деятельность является профессией, и те, которые ориентированы в проблематике медицинского права, не будучи профессиональными юристами.

Среди юристов выделяются обладатели сопутствующей медицинской профессии – с опытом предшествующей практической деятельности по ней или без такового. Предметом деятельности юристов в этой сфере является анализ разнородной информации по юридическим критериям.

Отдельно отстоит корпус медицинских (в том числе судебных) экспертов, предметом деятельности которых является анализ однородной информации по медицинским критериям.

Экспертная деятельность примыкает к юридической деятельности в сфере охраны здоровья, но не подменяет ее и не тождественна ей.

В любом случае круг заинтересованных специалистов обозначился, и по мере того, как он будет шириться, произойдет их корпоративное объединение на основе консолидации не формальных, но вполне объективированных интересов.

Медико-юридическая деятельность имеет богатый потенциал и серьезную перспективу.

Правовые институты медицинского права

Правовые нормы формируют отрасль посредством правовых институтов.Правовой институт это обособленный комплекс норм права, которые являются специфической частью правовой отрасли, и регулируют конкретную разновидность отношений в обществе.

В медицинском праве выделяют следующие институты права:

  1. Информированное добровольное согласие на вмешательство медицинского характера.
  2. Отказ от медицинского вмешательства.
  3. Оказание медицинской помощи без получения согласия гражданина.
  4. Регулирование репродуктивной человеческой функции.
  5. Использование новых медицинских технологий и проведение биомедицинских исследований.
  6. Врачебная тайна.
  7. Профессиональная ошибка.

Самостоятельную правовую отрасль характеризуют свой предмет правового урегулирования и специфическая методика правового урегулирования.

Предмет и метод медицинского права

Предмет правового регулирования является тем, на что осуществляет воздействие право. Общеизвестно что право оказывает воздействие на отношения в обществе.

  • В связи с этим, предметом правового урегулирования является качественно однородная разновидность общественных отношений, на которые оказывают воздействие нормы конкретной правовой отрасли.
  • Метод правового регулирования общественных отношений является совокупностью средств, способов, приемов, при помощи которых право оказывает воздействие на отношения в обществе, на поведение организаций и граждан в таких отношениях.
  • Юридические методы заключены в том, что право оказывает воздействие на общественные отношения тройственным путем зависимо от того, каким является характер правил поведения, которые закреплены в диспозиции юридической нормы.

Субъектный состав медицинского права

Главные участники правовые отношений в сфере медицинского права это:

  1. пациенты;
  2. медицинский персонал;
  3. медицинские учреждения;
  4. страховые медицинские организации;
  5. страхователи;
  6. государственные органы урегулирования и управления в области здравоохранения.

Кроме этого, в медицинских правовых отношениях возможным является участие таких субъектов, как:

  1. органы, которые выдают медицинским учреждениям лицензии и сертификаты на ведение медицинской деятельности;
  2. ассоциации в медицинской сфере;
  3. контролирующие организации, такие как общества защиты прав потребителей, профсоюзы, антимонопольный комитет;
  4. суды.

Право на медицинскую помощь

Все российские граждане обладают определенными правами в сфере охраны здоровья. Большая часть таких прав закреплена в акте законодательства, именуемом Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Множество прав закрепляются в декларативной и общей форме, а механизм по их реализации нормативно-правовыми актами не урегулирован.

Тем не менее, факт того, что закон предоставляет некоторые права, является достаточным для того, чтобы потребовать их соблюдения всеми чиновниками, а так же медицинскими работниками.

Заметим, что список прав, которые предоставляет Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является далеко не исчерпывающий.

Существуют также права, которые закреплены в иных актах законодательства Российской Федерации.

Базисные права в сфере медицинского права закрепляются 4-ой главой Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так же этой главой закрепляются обязанности в сфере здравоохранения.

Любой пациент обладает правом:

  1. уважительного и гуманного отношения со стороны обслуживающего и медицинского персонала;
  2. выбора врача, лечащего врача при учете его согласия, выбора лечебно-профилактического учреждения при учете договора добровольного и обязательного медицинского страхования;
  3. обследования, лечения и содержания в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям; требовать проведения консилиума, консультации у иных специалистов;
  4. облегчения болей, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными средствами и способами; сохранения в тайне информации по факту обращения за помощью медицинского характера, по состоянию здоровья, диагнозам и иных сведениях, которые были получены в процессе его обследования и лечения(здесь реализуется «врачебная тайна»);
  5. получения информационных данных о собственных правах и обязанностях, а так же по состоянию собственного здоровья, а также на избрание лиц, которым в интересах пациента может передаваться информация по состоянию его здоровья;
  6. возмещения ущерба в случаях причинения вреда здоровью в процессе оказания медицинской помощи;
  7. допуска к нему адвоката или другого законного представителя с целью защиты его прав и законных интересов; .допуска к нему священнослужителей.

Ссылки по теме:

Медицинские споры

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, с…

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *