Обучение детей инвалидов на дому в 2021 году: виды и особенности

В Московской области свыше 22 тысяч детей c ограничениями по здоровью получают образование инклюзивно. Их обучают в 1,3 тысячи школ.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в соответствующих школах либо в ресурсных классах и группах компенсирующей направленности общеобразовательных учреждений.

О том, какие возможности предоставляет инклюзивное образование в Подмосковье сегодня, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Мобильный центр соцуслуг в Подмосковье: выбрать сиделку онлайн и заказать такси>>
  • Условия для инклюзивного образования
  • Обучение детей инвалидов на дому в 2021 году: виды и особенности Источник: РИАМО
  • Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и абсолютно здоровых.
  • В Подмосковье созданы условия для образования детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра) в 41 дошкольной образовательной организации компенсирующего вида и в 69 школах, которые включают 4 областных образовательных учреждения, 64 муниципальных и одно частное.
  • В 39 учреждениях организовано круглосуточное пребывание детей, а в 32 общеобразовательных организациях — сетевая форма обучения, когда в реализации программы участвуют помимо школы и другие организации.
  • Кроме того, ежегодно дети-инвалиды и дети с ОВЗ получают именную стипендию губернатора Московской области за достижения в учебе в размере 50 тысяч рублей.
  • Трудоустройство инвалидов в Подмосковье: вакансии и особые условия>>
  • Дистанционное обучение
  • Обучение детей инвалидов на дому в 2021 году: виды и особенности Источник: Министерство физической культуры и спорта Московской области
  • В 2018 учебном году 589 детей-инвалидов обучались на дому с применением дистанционных образовательных технологий.

Для этого рабочие места учителей-предметников и обучающихся на дому оснащаются специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением. Также для эффективного обучения предоставляется высокоскоростной доступ к телекоммуникационной сети Интернет по месту жительства детей-инвалидов. 

  1. Школьный портал Подмосковья: какие образовательные сервисы доступны онлайн>>
  2. Сдача ЕГЭ
  3. Обучение детей инвалидов на дому в 2021 году: виды и особенности Источник: Фотобанк Московской области, Галина Добрынина
  4. Для сдачи ГИА и ЕГЭ для обучающихся с ОВЗ созданы специальные условия, которые учитывают состояние здоровья, особенности психофизического развития – это специализированные аудитории, увеличенное время экзаменов, помощь ассистентов, перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур и питания.

В 2018 году государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) сдавал  291 обучающийся с ОВЗ.  На дому было создано 11 пунктов для проведения экзаменов.

  • Для сдачи ГВЭ выпускниками   11 класса было открыто 59 пунктов проведения экзамена, из них 32 пункта — на дому.
  • Всего государственную итоговую аттестацию в разных формах прошли 1760 обучающихся с ОВЗ, включая учащихся 9-х и 11-х классов.
  • Как получить информацию о порядке проведения ГИА и результатах ЕГЭ в Подмосковье>>
  • Психологическое сопровождение
  • Обучение детей инвалидов на дому в 2021 году: виды и особенности Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев

Особое внимание регион уделяет созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является комплексное (психолого-педагогическое) сопровождение обучающихся.

В Подмосковье для этих целей работают 24 центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушениями в развитии организовано в 66 психолого-медико-педагогической комиссиях.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют:
  2. —  более 1700 специалистов (психологи, логопеды, дефектологи) в детских садах;
  3. —  порядка 1100 специалистов — в школах.

Также особое внимание уделяется дополнительному образованию  детей с ОВЗ.  В кружках и секциях занимаются более 9 тысяч человек в возрасте от 5 до 18 лет.

  • Уполномоченный по правам ребенка в Подмосковье: чем занимается и как обратиться>>
  • Специальные мероприятия для педагогов и детей
  • Обучение детей инвалидов на дому в 2021 году: виды и особенности Источник: ©, официальный сайт органов местного самоуправления городского округа Балашиха
  • В Подмосковье ежегодно проводят региональные мероприятия для образовательных организаций, педагогов и обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Например, проходит региональный этап всероссийских конкурсов «Лучшая инклюзивная школа России», «Лучший учитель-дефектолог» и «Школа-территория здоровья». Также Московская область активно поддерживает международное движение «Абилимпикс», проводятся региональный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью.

Министерство образования Московской области привлекает к этой работе Ассоциацию специалистов по работе с детьми с ОВЗ, представителей общественных организаций родителей детей-инвалидов, а также   региональное отделение общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию».

Места для детского творчества и знакомства с наукой: как в Подмосковье развивают ЦМИТы>>

Образование детей инвалидов: особенности и привилегии в 2021 году

Инвалидность может присваиваться ребенку в результате врожденных каких проблем со здоровьем, или приобретенных в ходе жизни. Установление инвалидности означает наличие ограничений, которые также распространяются на процесс обучения. Однако, в соответствии нормами законодательства образование для детей инвалидов в меру их возможностей должно организовываться вместе с обычными детьми.

Право инвалидов на образование

Одними из важнейших положений конвенции, которые должны выполняться каждой страной, является соблюдение следующих требований:

  • Дети инвалиды должны проходить процесс образования со всеми другими детьми в обычных школах с учетом их физических возможностей.
  • На государстве лежит обязанность организовать для детей доступный общеобразовательный процесс по месту их проживания.
  • Для того, чтобы ребенок-инвалид мог посещать школу, необходимо государству обеспечить приспособления для этого.
  • Обеспечение мер поддержки и социализации детей-инвалидов.

Государство должно обеспечить полноценную адаптацию в образовательном процессе и социальное развитие детей, которым установлена инвалидность.

При этом у обычных детей должно развиваться в отношении инвалидов сострадание, взаимопомощь, наставничество и т.д. Они должны с помощью жестов, специальных языков научиться общаться с инвалидами.

Образовательные привилегии инвалидов

Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.

Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.

Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.

Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.

Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.

При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.

По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.

Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.

Способы получения образования

Домашнее обучение

Дети, у которых нет возможности посещать школу ежедневно, могут оформить осуществление обучения на дому.

Для этого родители должны подготовить пакет документов:

  • Заявление по фиксированной форме, согласно которому ученик должен проводить занятия на дому;
  • Справку, оформленную МСЭ с подтверждением инвалидности;
  • Заключение, оформленное МСЭ, подтверждающее невозможность находиться на занятиях в школе на общих условиям.

Внимание! Решение о введении домашнего образования принимается представителями муниципалитета и отдела образования.

Если органы власти оформляют разрешение на домашнее образование детей инвалидов, то руководство учебного заведения осуществляет следующие меры:

  • Заключает с родителями либо законными представителями договор об обучении ребенка дома;
  • Зачисляет ребенка в ученики школы;
  • Составляет все необходимые документы;
  • Составляет учебный план, соответствующий возможностям ребенка;
  • Назначает учителей для обучения ребенка дома.

Ребенок с ограниченными возможностями по итогам обучения должен знать в полной мере курс средней школы. Оценка знаний проводится без каких-либо поблажек. Выданный в случае успеха аттестат не отличается об стандартного документа об образовании.

Дистанционное обучение

Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.

Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:

  • Уроки через интернет;
  • Теле-присуствие;
  • Занятия с использованием чата;
  • Обучение посредством онлайн-конференции;
  • Проведение онлайн-консультаций с педагогом.

Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.

При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.

Читайте также:  Инвалидность по зрению: полный перечень заболеваний и критерии получения

Аттестация знаний перед поступлением в школу

В ее состав включается следующий перечень специалистов:

  • Педагог-психолог, независимо от причины наступления инвалидности у ребенка;
  • Педагог-дефектолог, который имеет специальность по проблеме ребенка — невролог, ЛОР, ортопед и т. д.
  • Логопед;
  • Социальный психолог.

Также при аттестации должны присутствовать родители ребенка, поскольку он может испугаться присутствия большого количества новых людей, т. е. сработает фактор страха.

Внимание! Комиссия проводится по письменному согласию родителей либо представителей ребенка-инвалида. Они имеют право отказаться от ее прохождения. Если комиссия проведена без согласия родителей, то ее результаты признаются недействительными.

Комиссия должна определить, годен ли ребенок к дальнейшему обучению. Чаще всего благодаря их заключению, появляется возможность правильно адаптировать обучение под возможности и нужды ребенка.

Доступно ли на данный момент инклюзивное образование?

Условия предоставления инклюзивного образования

Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.

  • В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.
  • К школе, которая будет предоставлять возможность получения инклюзивного образования, также предъявляются требования по соответствию системе «Доступная среда».
  • Так, в ней должны быть пандусы для детей-колясочников, специальные классы и туалетные комнаты, персоналом должны соблюдаться права ребенка инвалида в школе при обучении.

Кроме того в штате школы должны находиться два специалиста — это сурдопереводчик и дефектолог.

Чем отличается инклюзия от интеграции?

Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.

Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.

Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.

Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.

Так, инклюзии присущи следующие особенности:

  • Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
  • Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
  • К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
  • Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.

Методы инклюзии

Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.

Для этого используется несколько методов:

  • Более широкие возможности по доступу к образованию;
  • Интеграция в учебный процесс;
  • Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
  • Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.

Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.

Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.

Последние новости в 2021 году

На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.

Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.

Организация надомного обучения школьников: список заболеваний, виды и план надомного обучения для детей инвалидов и ОВЗ

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса на дому или в медицинском учреждении. Оно предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу. 

Юридически дети на надомном обучении находятся в контингенте школы и обладают теми же правами, что и ученики, которые посещают её очно. Школа выдаёт таким ребятам учебники, направляет учителей для проведения занятий, проводит для них аттестации. Получающие надомное обучение школьники могут посещать уроки и другие школьные мероприятия по согласованию с директором. 

Кто может перейти на надомное обучение

В каждом регионе действуют свои законы, касающиеся обучения детей с ОВЗ. Как правило, надомное обучение организуется для детей-инвалидов, а также детей, имеющих временные или постоянные проблемы со здоровьем. 

Решение о переводе на надомное обучение принимает врачебная комиссия. Основанием для этого может служить наличие у ребёнка:

  • злокачественных новообразований (онкологии);
  • заболеваний системы кровообращения (например, сердечной недостаточности I и II  степени, нарушения свёртываемости крови); 
  • заболеваний эндокринной системы (при сахарном диабете I типа и других);
  • психических расстройств и расстройств поведения (шизофрении, синдрома де ла Туретта и других);
  • заболеваний нервной системы (например, ДЦП, эпилепсии и прочих);
  • заболеваний глаз (глаукома, отслойка и разрывы сетчатки);
  • других серьёзных диагнозов.

Полный перечень заболеваний, служащих основанием для перехода на надомное обучение, зафиксирован в Приказе Министерства здравоохранения. 

Как осуществляется надомное обучение

Организация надомного обучения, как правило, лежит на ближайшей к месту жительства ребёнка школе. Преподаватели приходят домой или в больницу, где лечится ребёнок.

Родители при этом обязаны предоставить учителям доступ в квартиру или медучреждение и подготовить всё необходимое для учёбы: стол, учебники, специальные приспособления для письма или чтения, которые могут потребоваться ребёнку, и так далее.

Помимо педагогов-предметников, семья имеет право пользоваться услугами учителя-дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов. Они даже могут принимать участие в процессе аттестации ребёнка.   

Для каждого ученика-надомника составляется индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учётом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету.

В зависимости от состояния здоровья ребёнка возможны два варианта организации надомного обучения: 

  • По общей программе. Дети получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как ученики, посещающие занятия в классах. По окончании обучения ребёнку выдаётся аттестат общего образца. 
  • По вспомогательной программе. Если здоровье ребёнка не позволяют ему обучаться по общей программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке. Продолжительность занятий и количество тем может быть сокращено, процесс аттестации упрощён. По окончании школы ученик получает аттестат особого образца с отметкой об особенностях программы. 

Программы надомного обучения обычно включают меньше учебных часов, чем в школе. Как правило, учебная нагрузка школьника-надомника составляет 8-12 часов в неделю.

Если здоровье ребёнка позволяет, учителя предпочитают охватывать несколько тем за один урок. Поэтому уроки на надомном обучении могут быть длиннее, при этом в день проводится, как правило, не больше трёх занятий.

Приказ №2 Минобрнауки России от 9 января 2014 года разрешает использование дистанционных технологий для надомного обучения. Но на практике они применяются редко, как правило, из-за нехватки финансирования и оборудования во многих школах.  

Как перейти на надомное обучение

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, родителям необходимо:

  1. В медучреждении, где наблюдается ребёнок, получить заключение врачебной комиссии и выписку из истории развития ребёнка (форма 112). 
  2. Предоставить эти документы в школу вместе с заявлением об организации для ребёнка надомного обучения.

Директор школы должен издать приказ, утверждающий: 

  • перечень предметов,
  • количество часов обучения в неделю, 
  • ответственный педагогический персонал, 
  • место проведения обучения,
  • периодичность аттестации в течение года. 

После этого родители должны получить журнал учёта занятий, в котором учителя смогут отмечать количество проведённых занятий и пройденные темы. Перед промежуточной аттестацией этот журнал необходимо будет сдать в школу. 

Если особенности ребёнка не позволяют учиться по общей программе, администрация школы должна согласовать с родителями индивидуальную вспомогательную программу. Для этого издаётся отдельный приказ. 

Ребёнок может быть переведён на надомное обучение в любом классе в течение всего учебного года. В случае выздоровления либо при отсутствии противопоказаний врачей, он может вернуться в школу и продолжить учиться в своём классе.

Плюсы и минусы надомного обучения

У надомного обучения есть ряд преимуществ:

  • Это бесплатно.
  • Можно не прерывать учебный процесс даже при длительном лечении или реабилитации. 
  • Ребёнок остаётся в своём классе и сможет продолжить учиться с уже знакомыми учителями. 
Читайте также:  Вычет по НДФЛ на ребенка-инвалида в 2021 году: кому положен, размер, порядок предоставления

Но есть также и ряд серьёзных недостатков:

  • Материальная мотивация преподавателей за надомное обучение невысока. Иногда это приводит к тому, что некоторые педагоги относятся к своим  обязанностям недобросовестно (например, пропускают занятия или задают слишком много материала на самостоятельное изучение).
  • Иногда в учебный план не включаются такие предметы, как ИЗО, музыка или технология. Они не являются академическими, считается, что подготовиться к аттестации по ним можно самостоятельно. 
  • В условиях надомного обучения контакты ребёнка со сверстниками практически исключаются.   
  • Трудно составить график уроков, одинаково удобный семье и преподавателям. Возможно, придётся следовать неудобному расписанию. Как минимум один взрослый должен находиться дома во время занятий, чтобы впускать и выпускать учителей.  

Отличия надомного и семейно-домашнего обучения

Многие путают «надомное» и «семейное» обучение. Рассмотрим, в чём сходства и различия этих понятий.

Общим для надомного и семейного обучения является тот факт, что ребёнок получает образование вне стен школы. 

При этом надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования — это способ наладить учебный процесс для ребёнка, который не может посещать школу. Ученик числится в контингенте школы, а за его образование отвечают назначенные учителя. Программа и расписание определяются учебным планом школы. А главное — без медицинских показаний перейти на надомное обучение нельзя. 

Семейное образование — самостоятельная форма обучения, которая доступна всем желающим. Ребёнок прикрепляется к школе только на время прохождения аттестаций, и за качество его знаний отвечают родители. Семья может выбирать программу, методики обучения, составлять распорядок дня и задействовать любые образовательные ресурсы: репетиторов, онлайн-курсы и так далее. 

Благодаря гибкости, семейное образование может стать эффективной альтернативой надомному. Ведь право учиться не посещая школу имеют все дети, вне зависимости от состояния здоровья, и для этого не требуются специальные разрешения. Достаточно известить о своём желании органы власти и выбрать школу для прохождения аттестаций. 

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» работает по дополнительной общеобразовательной программе. Учеником нашей школы может стать любой ребёнок, прошедший входное тестирование.

Расписание занятий достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Уроки начинаются не раньше 10 утра — можно выспаться и настроиться на учёбу. Занятия проходят в режиме онлайн, но если ребёнку требуются перерывы и более медленный темп подачи информации, их можно смотреть в записи или снизив скорость воспроизведения.  

Льготы для инвалидов в сфере образования

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ закрепил в качестве принципа государственной политики “адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников” (п. З ст. 2 Закона).

Закон устанавливает государственные гарантии граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии – обязанность государства создавать “гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов” (п. 6 ст.5 Закона).

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование:

  • в общих классах и группах системы общего образования,
  • по индивидуальной программе на дому,
  • в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 

Какие  льготы в образовании имеют инвалиды?

  • Согласно, п. 2. 12 письму Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 “О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений”, дети-инвалиды, а также дети, один или оба родителя которых имеют инвалидность, зачисляются в дошкольное учебное учреждение (ясли и садики) без очереди.
  • В некоторых субъектах страны предоставляются льготы на оплату услуг дошкольных учреждениях. Согласно № 62-ПП «О Положении о порядке определения платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за содержание детей в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента здравоохранения города Москвы и дошкольных образовательных учреждениях системы Департамента социальной защиты населения города Москвы», плата за посещение ребенком дошкольных учреждений не взимается, если ребенок является инвалидом, а также в случае, если один или оба родителя ребенка, являются инвалидами 1 или 2 групп.
  • Согласно п. 7 ст. 79 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность (школах-интернатах), находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

А обучающиеся в организациях среднего общего образования на очной форме,  не предполагающих круглосуточного пребывания обеспечиваются двухразовым питанием.

Согласно, п. 2 Письма Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 “Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому”, дети , обучающиеся на дому, получают денежную компенсационную выплату за питание, размер которой определяется исходя из стоимости питания на одного учащегося в данном регионе и в данной организации образования.

  • Согласно п. 1 ч. 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», для абитуриентов  из числа детей-инвалидов и инвалидов 1, 2 группы с детства предусмотрено поступление в учреждения профессионального образования (ВУЗы и СУЗы) по квоте, то есть вне конкурса и вступительных испытаний.
  • Согласно п. 4 1 ст. 71 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», абитуриенты с инвалидностью  также имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах государственных ВУЗов.

Согласно п. 3 части 7 той же статьи, аналогичные права на бесплатное обучение на подготовительных курсах имеют граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства этих граждан.

  • Согласно ч.5 ст. 36 ФЗ № №273 «Об образовании в РФ», студенты с инвалидностью имеют право на получение социальной стипендии, то есть при обучении на очной форме в учреждении профессионального образования, получают стипендию вне зависимости от своей успеваемости.

Согласно данным портала гос. услуг размер социальной стипендии на 2019/2020 учебный год составляет 865р для учащихся учреждений среднего профессионального образования и 2500р для студентов высших учебных заведений.

  • Согласно ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», для учащихся с инвалидностью и учеников с ограниченными возможностями здоровья государство гарантирует создание особых условий для получения образования, в соответствии с рекомендациями ИПРа и ААОП .

Что такое ИПРа?

Согласно ст. 11 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (сокр.

ИПРа) – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных функций организма, а также формированию, способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Что такое ААОП?

Согласно списку основных терминов Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г.

№ ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”, ААОП – это адаптированная общеобразовательная программа.

То есть программа основного школьного образования, адаптированная в соответствии с интеллектуальными и физическими возможностями конкретного обучающегося с ОВЗ, или ученика имеющего инвалидность.

Что такое обозначат термин «Обучающийся с ОВЗ?»

Согласно ч. 16 ст.

2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», обучающийся с ОВЗ – это гражданин, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Важно при этом отметить, что статус «обучающийся с ОВЗ» не равен статусам «инвалид» или  «ребенок-инвалид», поскольку он устанавливается не комиссией ВТЭК, а комиссией ЦПМПК (центральной психолого-медико-педагогической комиссией).

В отличии от инвалида и ребенка-инвалида, которые имеют целый ряд льгот во многих сферах жизни, ребенок (или молодой человек) со статусом «обучающийся с ОВЗ» имеет  льготы только на получение образования на особых условиях.

 Статус «обучающийся с ОВЗ» может быть установлен комиссией ЦПМПК как для ребенка (молодого человека) с инвалидностью, так и для ребенка (молодого человека) не имеющего инвалидности, но нуждающегося в особых условиях обучения в следствии физических или психических заболеваний.

Где и как получить адаптированную образовательную программу?

Согласно, Письму Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” адаптированная программа выдается конкретному обучающемуся комиссией ЦПМПК.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале правительства РФ (https://www.mos.ru) для получения адаптированной программы родителю (либо законному представителю) обучающегося, необходимо самостоятельно обратиться в комиссию и предоставить следующие документы:

  • медицинское заключение  о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья – оригинал;
  • для детей-инвалидов, инвалидов справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) – копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося – копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии) – копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) – копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) – оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) – оригинал, заверенный печатью образовательной организации;
Читайте также:  Субъекты обязательного медицинского страхования (ОМС): права и обязанности

контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике – копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка – оригинал.

Какие специальные условия в обучении прописываются в заключении ЦПМПК?

Согласно п. 1 Письма Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 “О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”, в заключении комиссии ЦПМПК должны быть прописаны следующие специальные условия:

  • адаптированная образовательная программа (АООП) , специальные методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление учебной организацией услуг ассистента (помощника);
  • проведение учебной организацией дополнительных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций.

Также в заключении ЦПМПК должны содержатся рекомендации по созданию специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации, а именно:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ);
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений);
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ученика: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК г. Москвы).

Хочется особенно подчеркнуть, что комиссия ЦПМПК не дает рекомендаций по поводу форм обучения, но в рамках рекомендаций по использованию специальных методов обучения, может указать, доступно ли для конкретного ребенка (или молодого человека) обучение с использованием компьютерных технологий, в том числе дистанционно.

В каких организациях и на каких формах обучения могут обучаться инвалиды?

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», выбирать организацию, в которой будет проходить обучение несовершеннолетний и форму обучения для него имеет право его родитель (законный представитель).

П. 1, ч. 1 ст. 34 №273 «Об образовании в РФ», разъясняет, что по  достижении 18-и лет совершеннолетний дееспособный гражданин может сам выбирать организацию и форму обучения для получения образования

В ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» приводится исчерпывающий перечень форм получения образования в РФ, а именно:

  • очная;
  • очно-заочная;
  • заочная;
  • семейная.

Стоит отметить, что из данной статьи следует, что дистанционное обучение не считается отдельной формой обучения, но может быть отнесено к очно-заочной либо заочной форме обучения в зависимости от частоты очного посещения занятий учеником и степени использования дистанционных технологий.

Также хочется обратить внимание, что семейная форма обучения – это не то же самое, что и надомное обучение.

Из ч. 3 ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», следует, что семейная форма обучения предполагает обучение ребенка вне организации, то есть в семье, самостоятельно родителями (законными представителями), с последующим прохождением аттестации (то есть сдачей экзаменов) в учебной организации.

В то время как, в соответствии ст. 19 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» надомное обучение осуществляется образовательной организацией (а точнее ее сотрудниками, приходящими к ученику на дом).

  • Для получение обучение в такой форме одного желания родителей ученика-инвалида не достаточно, а обязательно нужно медицинское заключение, в котором указано, что конкретный учащийся нуждается в надомной форме обучения.
  • Где получить официальную консультацию по вопросам образования людей с инвалидностью?
  • В случае возникновения вопросов по поводу обучения инвалидов, официальную информацию можно найти на портале Департамента Образования г. Москвы
  • А для других регионов, на сайте Министерства просвещения России

Все об образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации города Москвы по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:

  • реализацию адаптированных образовательных программ;
  • вариативный набор программ дополнительного образования;
  • организацию доступной среды;
  • предоставление специальных учебников;
  • организацию услуг специалистов (психологов, дефектологов, тьюторов, ассистентов);
  • оказание коррекционной помощи. 

Кроме того, для детей с ОВЗ в Москве работают спортивные секции. 

Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях Москвы необходимо получить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).

На основании заключения ЦПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 

Для проведения психолого-педагогического обследования в ЦПМПК понадобятся:

заявление или согласие родителя или законного представителя ребенка на проведение психолого-педагогического обследования в ЦПМПК города Москвы;

  • свидетельство о рождении ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для детей старше 14 лет — паспорт (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • паспорт родителя или законного представителя (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • документ, подтверждающий полномочия по представлению интересов ребенка (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), индивидуальная программа реабилитации или абилитации (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся образовательных организаций — характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (оригинал);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (оригинал).

Для организации специальных условий государственной итоговой аттестации (ГИА) также представляются:

  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья — медицинское заключение с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА в текущем учебном году (оригинал);
  • для детей-инвалидов, инвалидов — справка бюро МСЭ, ИПРА (копия + оригинал для предъявления либо заверенная у нотариуса копия);
  • для обучающихся на дому — приказы о переводе обучающегося на обучение на дому (копии, заверенные руководителем образовательной организации).

Запишитесь для проведения обследования в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы (ЦПМПК) на mos.ru.

Прием в ЦПМПК осуществляется по адресам:

  • улица Долгоруковская, дом 5 (вход со стороны улицы Фадеева, дома 2);
  • 2-й Верхний Михайловский проезд, дом 9а;
  • улица Бехтерева, дом 19;
  • город Зеленоград, корпус 1128.

По результатам обследования вы получите оригинал заключения ЦПМПК, который нужно представить в образовательную организацию для получения специальных условий обучения и воспитания.

Подробнее узнать о работе ЦПМПК можно на сайте Московского центра качества образования. Консультации специалистов ЦПМПК можно получить по многоканальному телефону: 8 (499) 322-34-30. 

Если вашему ребенку необходима психолого-педагогическая или социальная помощь, если ребенок столкнулся с трудностями в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, вы можете обратиться в Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Отделения центра расположены в территориальной доступности в каждом округе города.

Кроме того, необходимую психолого-педагогическую помощь можно получить на базе любой образовательной организации, обратившись к специалистам школьной психологической службы.

Расскажите друзьям

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]