Социальная работа с детьми инвалидами: основные направления

Одной из приоритетных задач в политике государства остается поддержка нетрудоспособных граждан. Общество пришло к пониманию использования определенных технологий социальной работы с инвалидами.

Социальная работа с детьми инвалидами: основные направления

Проблемы и особенности социальной работы

У гражданина с ограниченными способностями существует свой «малый мир». Однако, для всестороннего взаимодействия с внешней средой необходима консультация специалиста. Особенности работы с инвалидами и их семьями предполагает анализ условий проживания: состав семьи, характер, привычки, материальный достаток.

Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» выделяет основу, при которой дееспособный гражданин вправе рассчитывать на все привилегии наравне со здоровыми членами общества:

  • защищенность;
  • равноправие;
  • социальные льготы (ст. 3 Закона).

Важно. Правом на социальные услуги пользуются люди старшего поколения и инвалиды вне зависимости от пола, расы, национальности, языка (ст. 4 Закона).

Наиболее сложным препятствием остается бытовая несостоятельность: нет возможности сходить за лекарствами, убраться в доме, купить продукты. Дефицит моральной и психологической поддержки со стороны общества вызывает тревогу и дисбаланс. Избавиться от необоснованных страхов помогает научный подход.

Методы социальной работы

  • В основе всего отмечается кадровая подготовка и индивидуальные мероприятия ради возвращения человека в бытовую и общественную среду, в профессиональное сообщество.
  • Социальная работа с детьми инвалидами: основные направления
  • Главное значение имеет выбор способов восстановления:
  • медицинское;
  • психологическое;
  • педагогическое.

Наравне с реабилитацией применяется технология социальной адаптации. Она помогает приспособиться к новому состоянию через технические средства реабилитации.

Существуют программы, интегрирующие инвалида в общество и восстанавливающие самостоятельные навыки.

Кратко говоря, любая форма общественной инициативы строится на восстановительных программах, которые опираются на функциональную диагностику.

С детьми инвалидами

Особенности взаимодействия с детьми-инвалидами заключаются в обязательном участии родителей. Существуют специальные технологии:

  • диагностика;
  • реабилитация;
  • адаптация.

Они учитывают интересы ребенка-инвалида, формируют нестандартный подход, создают условия для преодоления беспомощности. С «особыми» детьми следует вести себя естественно, давая понять, что они имеют полноценные права в окружающем пространстве.

Интеграционные способы

Большим скачком в создании комфортной жизни инвалидов становится применение интеграции. Этот процесс втягивает человека в информационный мир, помогает восстановить круг общения в социуме. Существуют разнообразные подходы, помогающие обучаться и получать знания на расстоянии.

  1. Социальная работа с детьми инвалидами: основные направления
  2. Такое решение проблемы подходит людям , которым трудно передвигаться или выезжать из дома.
  3. Дистанционные инновации также предполагают реабилитацию через состязательные процессы, спорт, творчество.

Медико-социальная работа

Важную роль в медико-социальной работе с инвалидами играет личный интерес и участие пациента. Специалист создает принципы для комфортной среды нетрудоспособных граждан. Включаются медицинские услуги, помогающие заранее обнаружить необратимую патологию.

Другие услуги направлены на обеспечение дополнительными средствами реабилитации, оборудованием.

Важно. Реабилитационные мероприятия помогают расширить границы замкнутого образа жизни, сформировать полезные привычки, обучить общественной свободе. Они дают информацию о нормативно-правовой базе.

Технологии реабилитации

Структурная система по восстановлению способностей к независимой жизнедеятельности в общественном, семейном и бытовом плане – сфера социальной реабилитации. Она выделяет две области: бытовую и средовую.

Специфика социально-бытовой реабилитации заключается в сборе информации о пациенте, с выявлением дефекта, который ограничивает существование. Специалист помогает и обучает подопечного бытовым навыкам для независимого самообслуживания.

Социально-средовая адаптация – это процесс «вживления» человека с неполными возможностями в обычную жизнь с помощью специальных механизмов. Данный момент очень важен для граждан с нарушением двигательной функции, слуха и зрения.

Социальное консультирование инвалидов

Задача консультирования сводится к полезным советам, обсуждению жизненных тем. Необходимо получить исчерпывающую информацию ради выявления скрытых резервов инвалида, помощи в интеллектуальном развитии.

Процесс распределяется на два уровня. Первый из них – содержательный. Клиент просит помочь в тяжелом жизненном вопросе. Работник изучает, помогает понять ситуацию и находит различные способы решения проблемы.

Социальная работа с детьми инвалидами: основные направления

Второй уровень — психологический. На данном этапе между специалистом и инвалидом образуется доверительная связь, которая настраивает на выход из жизненных перипетий.

Сфера специализированного консультирования выделяет два вида:

  • Контактное консультирование. Процесс проходит непосредственно в учреждениях, иногда в форме консультаций на дому или выездной приемной. Между консультантом и пациентом возникают доверительные отношения, которые способствуют решению возникших задач. Контактный вид помогает инвалиду оптимизировать результат.
  • Дистанционное консультирование проявляется в общении посредством телефонной связи либо интернета. Положительный момент кратко заключается в доступности, независимо от расстояния и времени, неограниченном количестве консультаций в день. Для многих «телефон доверия» остается главным советчиком.

Консультирование является одним из главных принципов в реабилитации инвалидов, так как сопровождается индивидуальным подходом и созданием уникальной лечебной платформы.

Социальная работа с детьми инвалидами: основные направления

Заключение

Уровень развития государства непосредственно связан с местом и ролью инвалидов в социуме и отношением к ним других членов общества. Исходя из этого, основным принципом социальной работы становится разрушение границ инвалидности и формирование комфортной жизнедеятельности.

Поддержка семей с детьми и детей-инвалидов нашла отражение в плане мероприятий Десятилетия детства

  • Распоряжением Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р утвержден план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
  • Документ подготовлен Минтрудом России при широком участии заинтересованных органов власти и общественных организаций.
  • Минтруд России определен ответственным исполнителем по ряду мероприятий, связанных с совершенствованием социальной поддержки семей с детьми, а также детей, имеющих инвалидность.
  • Повышение благосостояния семей с детьми
  • В частности, запланировано, что в 2019 году Минтруд России подготовит предложения по совершенствованию комплекса мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.

Министерство также займется совершенствованием механизма оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта. Уже сейчас социальная помощь на основании социального контракта оказывается практически во всех регионах страны.

Социальный контракт – соглашение, которое заключается между малообеспеченным гражданином и органом социальной защиты населения и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Это может быть поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства или любое другое мероприятие, направленное на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (устройство ребенка в школу и т.п.

).

Продолжится работа по созданию условий для совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью и организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Ежегодно регионами реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для данной категории населения.

В 2017 году за предоставлением государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию в органы службы занятости обратилось 17,8 тыс. женщин.

  1. Также к 2021 году будут подготовлены предложения по совершенствованию направлений использования средств материнского (семейного) капитала.
  2. Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество
  3. В 2018 году в структуре Федерального бюро медико-социальной экспертизы будет создан Федеральный центр комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, основными задачами которого являются разработка и внедрение научных подходов и инновационных методов комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов, и оценка их эффективности, а также оказание методической помощи регионам.

Внимание будет уделено и вопросу обучения членов семей с детьми-инвалидами, предусматривающего психолого-педагогическое и правовое обучение, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам ухода за детьми-инвалидами и общению с ним. Цель – обеспечение развития и воспитания детей-инвалидов, в том числе детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в семье.

Получит дальнейшее распространение технология самостоятельного или сопровождаемого проживания детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста.

Мероприятие направлено на развитие у детей-инвалидов навыков самостоятельного проживания после выхода из стационарных организаций социального обслуживания, организацию для инвалидов молодого возраста по окончании их проживания в стационарных организациях социального обслуживания учебного (тренировочного) проживания, сопровождаемого проживания.

  • Особое внимание будет уделено вопросу внедрения эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, а также детям с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра.
  • Продолжится распространение лучших региональных практик по развитию стационарозамещающих технологий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания детям-инвалидам и их семьям.
  • Также будут подготовлены предложения по рациональному подбору технических средств реабилитации (ТСР) детям-инвалидам, включая инновационные ТСР.
  • В 2019 году запланирована проработка предложений по совершенствованию классификаций и критериев, используемых учреждениями медико-социальной экспертизы при освидетельствовании граждан в возрасте до 18 лет, а также порядка уточнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

В субъектах Российской Федерации будут разработаны программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Программы будут софинансироваться из средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Доступная среда» с 2019 года.

Читайте также:  Льготы одиноким пенсионерам в 2021 году: виды и перечень, документы

Социальная работа с детьми — инвалидами

Социальная работа с детьми —  инвалидами. Алабушева Н.П., Лукьянова Л.С., Петрушина А.Ю., Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

Современное положение социальной и экономической сферы в России говорит о том, что важной частью преобразований, осуществляющихся в стране, является социальная незащищенность населения. В первую очередь она коснулась такого слоя населения, как дети-инвалиды.

Особую значимость тема исследования достигла  на современном этапе развития государства. Потребность более пристального внимания к данной категории детей определена их высокой численностью и объективной ограниченностью их возможностей к всестороннему участию в жизни социума , к самообслуживанию, к трудовой деятельности.[1]

Ребенок-инвалид — это ребенок с специфическим статусом, индивидуальность и трудности которого обуславливаются личност­ными особенностями и харак­тером взаимоотношений между ребенком и его семьей, закрытостью семьи для внешнего мира, недостатком общения, отсутствием работы у матери, особым  статусом  в семье ребёнка-инвалида,  которое связанно  с его недугом.

В настоящее время количество детей – инвалидов в России растет, и сейчас оно превышает 500 тысяч человек. Большая часть из детей-инвалидов растут  в семьях, а десятая часть из них проживают в специальных центрах [5].

Родители из-за недостаточной поддержки со стороны государства и общества не могут обеспечить ребенка-инвалида в семье.  Результаты многих исследований бесспорно подтверждают, что дети-инвалиды, нуждаются особой поддержке государства.

Инвалидность у детей ведет к существенному ограничению жизнедеятельности, к  социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, трудностями в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессией. Овладение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их социум требует от общества определенных мер, усилий и средств  (специальные программы, центры по реабилитации,  учебные заведения и  мн. др.).

Инвалид- это человек, у которого возможности жизнедеятельности в обществе ограниченны из-за его умственных, психических и сенсорных отклонений. имеющее отклонения. Это может проявляться в ограничении возможности обучаться, в самообслуживании, общении, трудовой деятельности, передвижении.

К детям с ограниченными возможностями относятся дети, которые:

  • имеют задержку  в развитии;
  • имеют медицинские диагнозы, приводящие к отставанию в развитии;
  • относятся к биологической группе риска (недоношенные и маловесные — рожденные с массой тела менее 1500 грамм);
  • имеют установленную 3 или 4 группы здоровья;
  • имеют серьезные изменения в поведении. [2]
  • Выделяют три группы возникновения инвалидности у ребенка:
  • а)наследственные заболевания; б) заболевания, связанные с внутриутробным по­ражением плода, повреждением плода во время родов и в  ранние сроки жизни ребенка; в) заболевания, полученные в результате заболеваний, травм и других событий.
  • Одной из серьезных и важных  проблем семей с детьми-инвалидами выступает проблема, связанная с образованием ребенка инвалида.

Дети с ограниченными возможностями здоровья  дошкольного возраста могут обучаться и воспитываться в ряде образовательных учреждений: детских садах компенсирующего вида и  комбинированного вида; дошкольных группах, в специальных коррекционных  школах, школах-интернатах; образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Родители детей инвалидов отправляют в специализированные детские учреждения по желанию [3].

В нашем государстве имеется несколько вариантов обучения таких детей – интернаты и специальные школы. Они являются образовательными учреждениями, где помогают воспитывать детей, формируют навыки самостоятельной жизни, социальной защиты и раскрытия творческих способностей детей.

Значительное число детей инвалидов обучается в условиях коррекционного образовательного учреждения, в котором есть все необходимые условия не только для обучения, но и для лечения, коррекции определенных дефектов, приспособления индивида к обществу, реабилитации. В нашей стране создано очень много специальных образовательных учреждений с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевой деятельности, умственной отсталостью и задержкой в психическом развитии.

Государство при приеме ребенка в реабилитационные центры берет на себя все расходы по воспитанию и лечению, содержанию и уходу за ним. При такой форме обучения происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семейной сис­темы от нужд и проблем ребенка.

Обучение на дому  характеризуется тем, что педагоги образовательного заведения систематически посещают ребенка и проводят с ним занятия. Но минус такого обучения заключается в том, что оно не способствует получению ребенком хорошего образования и ведет к трудностям в адаптации к обществу. Если ребенок живет в семье, ему назначается социальная пенсия.

Дистанционное обучение — множество образовательных услуг, оказываемых детям-инвалидам благодаря обмену учебной информацией на расстоянии (телевидение, радио, компьютер и т.п.).

Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.).

Такой  вид образования может привести  в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и включению ребенка в общество.

Инклюзивное обучение детей инвалидов в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми предполагает обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс, но при условии созданных там для ребенка-инвалида материальных и психологических условий.

Для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка инвалида необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере любви, понимания и счастья. Ведь они нуждаются в большей поддержке и помощи родных людей.

Создание и поддержание в семье положительного психологического климата является гарантией правильного развития ребенка.

От отношения родителей к факту рождения «особого» ребенка, выбора стратегии воспитания, понимания особенностей заболевания напрямую зависит результат воспитания.

Родители должны понять реальное состояние ребенка, принять и реализовать рекомендации, которые дал врач, психолог, дефектолог, логопед. Семье, которая воспитывает ребенка с ОВЗ, нужно понять себя и свои переживания. Следует также не бояться обратиться к специалисту за помощью.

Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и другим детям,  для развития им нужно общение с другими детьми. У них также есть свои мечты, интересы, увлечения, они хотят получить профессию и найти себя в жизни.

И необходимо создать условия для обучения таких детей. В зарубежных странах созданы доступные школы для детей инвалидов, в которых обучение способствует приспособлению к социуму, в которых они становятся самостоятельными и независимыми.

Все это формирует отношение к ним как к полноценным людям [4].

Ссылки на источники

  1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. — М., 1997. — 91 с.
  2. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. — М.: Владос-пресс, 2002. — 224 с.
  3. Астраханцева О.Е.

    Некоторые пути решения проблем инвалидов в России: Вопросы медико-социальной работы: Сборник статей. М.: Социум, 2009. — 114 с.

  4. Афанасьева И. Право на бесплатные костыли — // Социальная защита — 2005 — №1. — С.25-27.
  5. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. — М., 2008. — 39 с.

Участник конкурса «Лучшая молодежная статья — 2017»

Социальная работа с детьми — инвалидами

Социальная работа с детьми-инвалидами

  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ 
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
  • ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • __________________________________________________________________
  • Факультет _____Психолого – социальной работы ______________________
  • Кафедра  _____ Теории и технологии социальной работы________________
  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • По направлению/специальности _______040101.65 Социальная работа_______
  •                     (код и наименование 
    направления/специальности)
  • на тему ____Социальная работа с детьми инвалидами____________________
  • (тема)
  • Выполнила студентка __3_курса
  • дневной/очной/ формы обучения
  • _Чиканова Екатерина Сергеевна

                                              (Ф.И.О.)

Научный руководитель __Профессор

_Иваненков Сергей Петрович____

                     (ученая степень, должность, Ф.И.О.)

  1. Санкт-Петербург
  2. 2013_г.
  3. ОГЛАВЛЕНИЕ
  4. Введение _________________________________________________________3
  5. Глава 1. Теоретические 
    проблемы изучения социальной работы с детьми инвалидами _______________________________________________________5
  6.     1.1 Основные 
    виды детской инвалидности____________________________6
  7.     1.2 Проблемы 
    социальной работы с детьми 
    инвалидами в социальной                                                                                      работе____________________________________________________________11
  8.     1.3 Социальная 
    работа с детьми инвалидами 
    и их семьями_____________15
  9. Глава 2. Опыт социальной работы с детьми инвалидами _____________23
  10.     2.1 Социальная 
    защита детей инвалидов_____________________________24
  11.     2.2 Реабилитация 
    детей инвалидов__________________________________26
  12.     2.3 Нормативно 
    – правовая база с детьми инвалидами_________________31
  13. Заключение______________________________________________________34
  14. Список литературы_______________________________________________36
  15. Приложение _____________________________________________________39
  16. Введение

Инвалидность наряду с показателями заболеваемости, физического 
развития, группой медико-демографических критериев является важным индикатором состояния здоровья населения. Согласно определению ВОЗ, здоровье – «это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

  • В настоящее время в динамике состояния здоровья детского населения наметилось множество неблагоприятных тенденций, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокий удельный вес детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических форм патологии и болезней аллергического генеза.
  • По мнению экспертов 
    ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности составляет в мире 1-2% от детской 
    популяции и, согласно прогнозам, численность 
    данного контингента детей будет увеличиваться и в дальнейшем.
  • Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 000 детей 
    с врожденными и наследственными 
    заболеваниями, из них более половины, как показывает практика, признаются в дальнейшем инвалидами.
  • Полная или частичная 
    утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.
  •  Анализ накопившегося опыта показывает, что к настоящему времени разработано множество технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
  • Цель курсовой — изучить работу социальных служб и взаимодействие с детьми инвалидами и их семьями.

Основные задачи курсовой, изучить проблемы социальной работы с детьми инвалидами.  Изучить нормативно – правовую базу и познакомиться с опытом социальной работы с детьми инвалидами.

  1. Объект моей курсовой работы, социальная работа с детьми инвалидами.
  2. Предмет особенности работы с детьми инвалидами.
  3. Главный и основной метод 
    курсовой, это изучение  нормативно-правовых актов, учебников и справочников по соответствующей теме.
  4. Структура и объем 
    работы – курсовая состоит из введения, содержания, двух глав, заключения, список литературы.
  5. В структуру данной работы вошли следующие основные разделы:

В первой главе мной было рассмотрено  понятие «инвалидность», нормативно-правовая документация, проблемы изучения социальной работы с детьми инвалидами. Во второй главе было изучено опыт социальной работы в теории и знакомство с нормативными актами и законами по отношению детям инвалидам.

Глава 1. Теоретические проблемы изучения социальной работы с детьми инвалидами.

В настоящее время 4,5 % российских детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, ограничением жизнедеятельности можно считать любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальным для человека данного возраста. Большинство инвалиды.

Под инвалидностью понимается социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушений здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Статус ребенка – 
инвалида в нашей стране был впервые 
введен в 1973 г. К категории детей 
– инвалидов были отнесены дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем. [14]

Основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник.

 Основными направлениями 
деятельности социального работника 
с детьми – инвалидами профилактика 
и реабилитация.

Работая в этих 
направлениях, социальный работник 
учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу.

1.1Основные виды детской инвалидности

Дети с нарушениями интеллекта

Дети с нарушениями интеллекта— умственно отсталые дети.

Термином умственная отсталость в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики — олигофренопедагогикой.

Термин олигофрения для обозначения нарушения интеллектуального развития был введен (1915) немецким психиатром Э. Крепелином. Этот термин традиционно используется в отечественной специальной педагогике. По глубине дефекта умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. [11]

Идиотия—самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно (в ряде случаев речь не развивается вообще). Для этих детей характерны нарушения моторики, координации движений, ориентировки в пространстве; часто эти нарушения настолько тяжелы, что вынуждают детей-идиотов к лежачему образу жизни.

Имбецилъностъ является более легкой по сравнению с идиотией степенью умственной отсталости.

Дети-имбецилы обладают определенными возможностями овладения речью, усвоения отдельных несложных трудовых навыков.

Однако глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически не обучаемыми даже во вспомогательной школе.

Дебилъностъ — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Однако сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой массовой общеобразовательной школы. Изучение и усвоение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно сложно.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) — в отечественной дефектологии выделена в 60—70-е годы особая группа детей, которые испытывают чрезвычайные затруднения при освоении программы начальной массовой школы, но не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся у них знаний они обнаруживают достаточную способность к общению, широкую зону ближайшего развития.

Различают ЗПР, возникающую на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и ЗПР, возникающую на ранних этапах жизни ребенка в результате различных факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма.

ЗПР в виде не осложненного психического инфантилизма расценивается как прогностически более благоприятная, большей частью, не требующая специальных методов обучения.

При преобладании же выраженных церебрасте- нических расстройств ЗПР оказывается более стойкой и нередко нуждается не только в психолого-педагогической коррекции, но в лечебных мероприятиях. [11]

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата—дети- инвалиды, частично или полностью ограниченные в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на три группы.

К первой группе относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п. Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к обучению этих детей в массовой общеобразовательной школе.

Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными, главным образом, первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Хотя потенциальные возможности усвоения школьной программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений (например, при врожденном недоразвитии конечностей или их частей) затрудняют обучение. Такие дети нуждаются в условиях обучения в специальных школах.

Третью (особую) группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением двигательных механизмов ЦНС.

Дети, перенесшие полиомиелит, могут успешно овладевать программой общеобразовательной школы.

Однако последствия заболевания в некоторых случаях отражаются на психическом развитии ребенка и проявляются в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При правильном педагогическом подходе к ребенку подобного развития можно избежать.

Дети с нарушениями речи

Дети с нарушениями речи страдают отклонениями в развитии речи при первично сохраненных предпосылках интеллектуального развития и нормальном слухе. Этим они отличаются от детей, страдающих умственной отсталостью, задержкойпси- хического развития, нарушением слуха и других, у которых речевые изменения носят вторичный характер.

Нарушения речи различаются по формам и по степени выраженности. Они могут затрагивать только фонетическую сторону речи или ее смысловую сторону, словарный запас, грамматический строй. Кроме того, нарушения проявляются в изменении темпа и плавности речи (например, при заикании), в расстройствах письма и чтения (при дисграфии и дислексии).

  • Большинство детей с нарушениями речи способны понимать обращенную к ним речь, однако сами ограничены в возможностях речевого общения, что нередко вызывает у них вторичную задержку в формировании речевого мышления, внимания, памяти, а также нарушение эмоционально-волевой сферы и др.
  • Эффективность коррекции речевых нарушений зависит от формы и степени дефекта, индивидуальных компенсаторных возможностей ЦНС детей, от своевременности и продолжительности педагогического и медицинского воздействия.
  • Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями слуха — категория детей с ограниченными возможностями, в которую входят дети с различными видами нарушений слуха. Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха.

Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дБ в диапазоне до 1000—2000 ГЦ).

Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка.

Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления.

Психологическая помощь родителям детей-инвалидов: основные направления и возможности



В статье рассматриваются возможности оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

Ключевые слова: родители, ребенок-инвалид, психолог, психолого-педагогическая помощь родителям детей-инвалидов.

Семья — это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные истории человеческих судеб. Рождение в семье ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья это проблема, затрагивающая все стороны ее жизни.

Это событие воспринимается его родителями как трагедия и является причиной сильного стресса, имеющего пролонгированный характер. Зачастую многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, отношения между членами семьи деформируются.

В связи с появлением на свет ребенка-инвалида, надежды и ожидания, которые родители возлагали на будущее своего ребенка, обрушиваются в один миг. А поиск новых жизненных ценностей может растягиваться на длительный период.

Семья с ребенком-инвалидом — это семья, особенности и проблемы которой определяются не только характером взаимоотношений ее членов, но и решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, а главное — специфическим положением в семье ребенка-инвалида.

Для ребенка, имеющего особенности в развитии, семья — это эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, которая должна стать коррекционно-развивающей средой. Именно в такой среде ребенок-инвалид может компенсировать свои недостатки.

Однако, следует отметить, что родители детей с особенностями развития зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития.

Именно поэтому деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной

  • Основной целью психолого-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка-инвалида является организация помощи семье в воспитании, способствовать ее оптимальному функционированию, а также мобилизовать возможности семьи для решения задач реабилитационного процесса.
  • Психологическую помощь родителям детей-инвалидов необходимо рассматривать, как сложную систему психологических воздействий, направленных на повышение социальной активности, гармонизацию внутреннего психологического состояния родителей и формирование адекватных механизмов психологической защиты, а также укрепление семейных связей.
  • Психологическая помощь родителям этой категории включает в себя следующие составляющие: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое сопровождение, психологическая поддержка.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных состояния, а также межличностных особенностей в семье ребенка-инвалида специалистами применяются методы психологической диагностики.

Психодиагностические методы предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических или психофизиологических особенностей одного испытуемого или групп.

Диагностический инструментарий включает в себя малоформализованные и формализованные методики. Следует отметить, что данные виды методик дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Проблемы, которые могут быть выявлены у родителей и членов семей, воспитывающие ребенка-инвалида, могут быть самыми различными: межличностные и внутриличностные конфликты, экзистенциальные кризисы, нарушения во взаимодействии с социальными институтами.

После обследования и выявления психологических особенностей и состояний клиента психологами организуется психологическое консультирование. Своей целью психологическое консультирование ставит снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента рождения ребенка-инвалида, а также структурирование иерархии жизненных ценностей

А. Л. Пушкарев [2] выделяет в психотерапии дидактический (или образовательный) аспект. По нашему мнению, представляется целесообразным выделение образовательного направления в отдельный вид психологической помощи в работе с родителями детей-инвалидов.

  1. Приобщение матери к коррекционной работе со своим ребенком дает ей возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. В данном направлении с родителями детей-инвалидов можно выделить три этапа:
  2. – привлечение родителей к учебно-образовательному процессу ребенка;
  3. – увлечение родителей процессом развития ребенка и демонстрация «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижений;
  4. – раскрытие перед родителями возможности поиска творческих подходов к обучению ребенка, своего участия в изучении его возможностей.

Родители ребенка обучаются определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Приобщение родителей «особого» ребенка к такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из их сознания тяжелых негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных реакций и неконструктивных форм поведения.

Психологическая коррекция заключается в формировании нового жизненного стереотипа, коррекции взаимоотношений в диаде родитель — ребенок, коррекции нарушенного психологического состояния родителей детей-инвалидов.

В работе по данному направлению используется личностно-ориентированный подход, разработанный В. Н. Мясищевым [1]. Цель личностно-ориентированного подхода заключается в расширении сферы самосознания и самопонимания индивида. Результатом этого процесса является реконструирование поведения и приобретение новых форм.

В случае проведения коррекционных занятий с родителями «особых» детей процесс их самоосознания переосмысливается. Он направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку матери больного ребенка с общепризнанных моделей ценностей. Происходит формирование нового жизненного стереотипа родителя больного ребенка.

Личностно-ориентированный подход различает индивидуальную и групповую формы. Индивидуальная форма работы проводится в виде бесед психолога с родителем больного ребенка.

В отличие от групповых занятий, индивидуальная психокоррекционная работа нацелена на исследование биографии родителя, его жизненного пути, особенностей личности, истории заболевания ребенка, отношений с окружающими.

В процессе беседы устанавливается или расширяется уже имевший место контакт.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа. В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей формы работы выступает групповая дискуссия.

Материалом для дискуссий являются специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц.

Таковыми могут стать темы, освещающие внутренние, внутрисемейные, а также психологические особенностей родителей, а также проблемы, возникающие при взаимодействии таких семей с социумом.

Еще одна важная составляющая психологической помощи — это организация психологической поддержки родителей, воспитывающих детей- инвалидов. Психологическая поддержка — это комплексная система психологических воздействий, направленных на повышение улучшение процесса социально-психологической адаптации и укрепления адаптационных механизмов их личности.

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей-инвалидов является важным фактором успешности их социальной адаптации. Оно заключается в активном взаимодействии психолога с другими организациями и учреждениями, которые так или иначе могут повлиять на улучшение психологического здоровья родителей особых детей (общественные организации, органы исполнительной власти, СМИ и др.).

Наряду с традиционными видами психологической помощи М. К. Тутушкина [3] выделяет такие типы помощи, как: советы, информирование, обучение, системные изменения и т. д.

  • Опираясь на вышесказанное, можно выделить основные позиции, в соответствии с которыми должен выстраиваться путь психологической помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
  • – информационная — подготовка и изложение информации, владение которой позволило бы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;
  • – диагностическая — исследование семейных отношений, а также уровня развития ребенка для формирования психокоррекционной программы;
  • – коррекционно-развивающая — гармонизация психологического климата в семье;
  • – обучение родителей и детей — знакомство родителей с психолого-педагогическим процессом работы с ребенком;
  • – поддерживающая — психологическая поддержка семейных отношений;
  • – развитие семьи как малой группы — помощь членам семьи в развитии основных социальных умений и навыков, способствует поиску ресурсов семьи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что психолог играет важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих ребенка особенностями в развитии — это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: его лечением, образованием, адаптацией и интеграцией в общество.

Литература:

  1. Мясищев, В. Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5. С.142–154.
  2. Пушкарев, А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия — Москва: Институт психотерапии, 2000. — 128 с.
  3. Тутушкина, М. К. Практическая психология — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб: Бизнес-Пресса, 2009. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая помощь, родитель детей-инвалидов, ребенок, родитель, семья ребенка-инвалида, больной ребенок, личностно-ориентированный подход, психологическая поддержка, психологическое консультирование, семья.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector