Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: законодательная база

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: законодательная база

Постникова Л.М. Постникова Т.М. Состояние, проблемы, основные направления развития российской конституционной модели: материалы межвуз. Науч.-практ. Конф., посвященной 20-летию принятия Конституции России (Тула, 22 октября 2013 г.) / отв. ред. А. В. Кирилин; РПА Минюста России, Тульский филиал. — М. : РПА Минюста России, 2013. — 212 с. — 50 экз.

Все яснее в настоящее время в России осознается важность связи медицины и права. Правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, связаны с несколькими отраслями права. А медицинская деятельность регулируется различными подзаконными актами (приказами, положениями и т. д.). Все это приводит к формированию медицинского права как полноценной отрасли права.

Под медицинским правом понимают совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и иных действий, связанных с охраной здоровья.

Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать и защищать.

В соответствии со ст.

41 Конституции Российской Федерации, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предполагает наличие у граждан права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию 3.

По общему правилу право на охрану здоровья реализуется путем использования практически всех основных прав и свобод человека и гражданина. Оно представляет собой комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя: права граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст.

7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции Российской Федерации); обязанность государства в лице органов государственной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст.ст.

45,46, 53, 55 Конституции Российской Федерации); установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека.

На сегодняшний день огромный вклад в правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации внесен принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1.

В нормах названного закона отмечается раскрытие механизма реализации многих прав в сфере охраны здоровья, в частности права на выбор врача и медицинской организации, причем как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы ее оказания, так и при оказании платной медицинской помощи.

Устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее работниках, их квалификационных характеристиках.

Правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации направлено на предоставление медицинской помощи в случае утраты физического здоровья.

Данное направление является весьма проблемным, как в теории, так и на практике, поскольку понятием «охрана здоровья» помимо физического здоровья охватываются еще психическое и социальное благополучие, практически не изученные с точки зрения конституционного права и на сегодняшний день оставляемые без должного внимания законодателем.

В процессе формирования рынка медицинских услуг в 2007—2010 гг. уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечались нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь, однако данная тенденция сохраняется и на сегодняшний день.

Стоит сказать, что государство предпринимает огромные усилия, чтобы исправить ситуацию в сфере здравоохранения, осуществляется разработка национального проекта «Здоровье», Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

1, стимулирование рождаемости, строительство перинатальных центров, внедрение высоких технологий в медицину.

Анализ судебной практики отмечает рост случаев обращения пациентов в региональные общества защиты прав потребителей и в другие судебные органы с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг.

Это означает, что с развитием обязательного медицинского страхования произошла активация борьбы за права потребителей и производителей. Медики в таком положении защищены намного меньше, чем люди, потребляющие медицинские услуги.

Случаи крайней неудовлетворенности пациента оказанием медицинской помощи более чем в 40% случаев не имели достаточных оснований и были обусловлены грубыми деонтологическими нарушениями.

По материалам дел в случаях неудовлетворенности медицинской помощью невольно приходится обращать внимание на трудности взаимодействия между врачом и больным, которые ранее описаны психологами и которые необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи: искажение восприятия, понимания и оценки информации; конкурирующее взаимодействие вплоть до конфронтации.

Конституционная природа права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь выражается не только в форме закрепления — прямое указание в тексте Конституции Российской Федерации, не только в том, что это право находится в тесной взаимосвязи с иными основополагающими личными и социальными конституционными правами человека в Российской Федерации, но и в специфике материального содержания конституционных правоотношений по поводу реализации и защиты права на получение медицинской помощи в Российской Федерации и подтверждается реализацией посредством указанного права такой социально значимой конституционной ценности, какой является здоровье каждого человека.

Механизм обеспечения и реализации конституционного права на охрану здоровья

В статье 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь.

Таким образом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

  • Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
  • Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья
  • Право на охрану здоровья включает в себя:
  1. Право на медицинскую помощь;
  2. Право граждан на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность;
  3. Право граждан на лекарственное обеспечение;
  4. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья;
  5. Право матери и детей на охрану здоровья.

Рассмотрим каждое из указанных составляющих.

Право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Замечание 1

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь – это право каждого гражданина Российской Федерации, предусмотренное Конституцией страны и заключающееся в получении бесплатной медицинской помощи во всех видах муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения за счет страховых взносов, средств бюджетной системы и других поступлений.

Право на медицинскую помощь прописано в федеральных законах об охране здоровья граждан, обязательном медицинском страховании, о страховых взносах неработающего населения, об обращении лекарственных препаратов.

Определение 1

Медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление и поддержание здоровья и включающих предоставление различного рода медицинских услуг.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Охрана здоровья граждан – это система мер экономического, политического, правового, научного, медицинского, социального характера, осуществляемых органами местного самоуправления и государственной власти, гражданами, должностными лицами и организациями в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, профилактики заболеваний, поддержания активной долголетней жизни каждого гражданина, предоставления ему своевременной медицинской помощи.

Определение 2

Здоровье – это состояние психического, физического и социального благополучия человека, характеризующееся отсутствием заболеваний, расстройств функционирования органов и систем организма.

Охрана здоровья является более широким понятием, включающим, как составную часть, медицинскую помощь.

Право на охрану здоровья обеспечивается:

  • оказанием качественной и доступной медицинской помощи;
  • предоставлением доступных, безопасных и качественных лекарственных препаратов;
  • производством продуктов питания высокого качества;
  • созданием благоприятных и безопасных условий быта и отдыха, условий труда;
  • охраной окружающей среды и др.
Читайте также:  Инвалидность и аутизм: какую группу дают ребенку при этом заболевании

Принципы охраны здоровья и оказания медицинской помощи

Формирование и совершенствование системы охраны здоровья происходит на основе двух групп принципов, закрепленных в Законе об основах охраны здоровья: охраны здоровья и оказания медицинской помощи.

Основные принципы охраны здоровья:

  • соблюдение прав граждан в системе охраны здоровья и связанных с ними государственными гарантиями;
  • социальная защита в случае утраты здоровья;
  • приоритеты в охране здоровья детей;
  • ответственность должностных лиц, органов местного самоуправления и органов государственной власти за обеспечение прав всех граждан в области охраны здоровья;
  • приоритеты в профилактике в системе охраны здоровья.

Принципы оказания медицинской помощи:

  • недопустимость отказа в оказании первой и последующей медицинской помощи,
  • приоритет интересов больного при оказании медицинской помощи,
  • соблюдение врачебной тайны,
  • доступность и высокое качество медицинской помощи.

В России каждый гражданин страны, иностранный гражданин и лицо без гражданства имеет право на получение медицинской помощи. Порядок оказания медпомощи иностранным гражданам определяет Правительство РФ. Лица, не имеющие гражданства РФ, но постоянно проживающие на территории страны, имеют такое же право на получение медицинской помощи, как граждане России.

Права граждан при обращении за медицинской помощью:

  • выбор медицинской организации и врача;
  • диагностику, лечение, профилактику, медицинскую реабилитацию;
  • получение консультаций узких врачей-специалистов;
  • получение полной информации о состоянии своего здоровья, своих правах и обязанностях;
  • облегчение боли, связанной с медицинским вмешательством или заболеванием, доступными лекарственными препаратами и методами;
  • защиту врачебной тайны;
  • отказ от медицинского вмешательства;
  • получение лечебного питания при нахождении на лечении в стационаре;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.
  • В законодательстве особо выделены права матерей и беременных женщин, семьи, несовершеннолетних лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан.
  • Любой гражданин страны, имея соответствующие медицинские показания, имеет право получить консультацию по наличию заболеваний, опасных для окружающих, социально значимым заболеваниям, по вопросам планирования семьи, другие консультации и исследования в медицинских учреждениях для предупреждения развития и появления у потомства возможных наследственных заболеваний.
  • Любой из родителей (или законный представитель ребенка) имеет право на нахождение с ребенком в условиях стационара на протяжении всего периода лечения вне зависимости от возраста ребенка.
  • Дети в возрасте до 3 лет, беременные женщины и кормящие матери обеспечиваются полноценным питанием в стационарах.
  • Любая женщина во время беременности, родов и в послеродовой период обеспечивается в медицинских организациях соответствующей помощью в рамках государственных программ и гарантий.
  • Несовершеннолетние в сфере охраны здоровья имеют право на медицинские осмотры, получение медицинской помощи, диспансеризацию, санитарно-гигиеническое просвещение, получение информации в доступной форме о состоянии их здоровья, консультацию при определении профессиональной пригодности.
  • В медицинских организациях муниципальной и государственной системы здравоохранения могут содержаться дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации (до 4 лет).

Граждане, которые болеют социально значимыми заболеваниями, представляющими опасность для других людей, получают соответствующую медицинскую помощь и диспансерное наблюдение. Перечень таких заболеваний утверждает Правительство РФ.

Оказание медицинской помощи гражданам редкими заболевания производится в особом установленном порядке. К редким относятся заболевания, которые встречаются не чаще 10 случаев на 100 тыс. населения. Из редких заболеваний отдельно выделяются хронические прогрессирующие и жизнеугрожающие заболевания, которые ведут к инвалидности или сокращению продолжительности жизни.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14144 (дата обращения: 16.09.2020).

Часть первая статьи 41  Конституции РФ закрепляет право каждого в Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В научной литературе данное право традиционно относится к категории социальных прав, которые находятся в основном в стадии становления в отечественной правовой системе.

Указанные обстоятельства позволяют проанализировать право на охрану здоровья и медицинскую помощь с позиций закрепления и раскрытия в нормах текущего законодательства.

Конституционная формулировка рассматриваемого права указывает на то, что оно адресовано «каждому», т.е. любому физическому лицу, находящемуся на территории Российской Федерации, в том числе граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., независимо от возраста, пола, расы, национальной принадлежности, социального и иного положения в обществе и т.п.

В тоже время ст.41 Конституции РФ не дает какой-либо расшифровки понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь».

Данные конституционные категории раскрываются в специальном нормативно-правовом акте, а именно Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, действующем в редакции от 25 декабря 2012 года, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323-ФЗ).

В указанном законе под «охраной здоровья граждан» понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Как видно, закон адресует право «на охрану здоровья «гражданам», что отличает его от конституционной формулировки, которая применяет термин «каждому». Считаю, что необходимо расширительное толкование понятия «граждан», используемого в законе, которым охватывается все категории физических лиц.

Статья 18 Закона №323-ФЗ раскрывает понятие «право на охрану здоровья», которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Закон ставит в зависимость право на охрану здоровья от множества факторов – политических, экономических, социальных и т.д., что дает возможность оценивать право на охрану здоровья не только как социально-экономического, но и социально-политического, т.к.

в зависимости от политической деятельности государства охрана здоровья граждан реализуется положительном или отрицательном аспекте. Одной из гарантий права на охрану здоровья граждан в России является корреспондирующая  обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления по его реализации.

При этом соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления раскрываются в главе 3 Закона №323-ФЗ.

Конституция РФ говорит о двух правах: во-первых, право на охрану здоровья; во-вторых, право на медицинская помощь. В тоже время Закон №323-ФЗ, раскрывает понятие «охраны здоровья», в том числе используя термин «медицинская помощь», что на мой взгляд является необоснованным, т.к. «охрана здоровья» является более широким понятием.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Полагаю, что правильнее понимать под медицинской помощью только восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, т.к. поддержание здоровья следует относить к более широкой категории «охрана здоровья».

Считаю также необходимым заменить в дефиниции «медицинская помощь» слово «предоставить» на слово «оказать», т.к. оно подразумевает неизбежность предоставления медицинских услуг.

Кроме того ни на Конституционном, ни на законодательном уровне не закрепляется «право на надлежащую медицинскую помощь», а говорится только «о праве на медицинскую помощь».

Очевидно, что категория права подразумевает оказание медицинской помощи именно «надлежащего качества», а не только сам факт ее оказания. Считаю, необходимым включить соответствующее дополнение в формулировку закона.

В противном случае может повториться ситуация с конституционной гарантией на оказание «квалифицированной юридической помощи», которая фактически сведена к оказанию просто юридической помощи адвокатами, а уровень или квалификация такой помощи вообще не учитывается и никем не контролируется, хотя очевидно что наличие удостоверения адвоката не гарантирует надлежащего или квалифицированного уровня оказываемой им помощи.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Обозначенная программа утверждена постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что также позволяет сделать вывод об отсутствии четко сформулированной политики государства в реализации данного конституционного права.

Кроме этого, 6 марта 2013 года постановлением Правительства РФ утверждены «Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», которые также содержат в себе противоречивые и нечеткие формулировки.

Исходя из содержания пунктов 1 и 3 статьи 56 Конституции РФ, в отношении права на охрану здоровья и медицинскую помощь в определенных случаях могут устанавливаться ограничения. Однако, на наш взгляд, указанное право является абсолютным и не подлежит никаким ограничениям, так как последние могут повлечь негативные последствия.

  • В статье 4 Закона №323-ФЗ сформулированы основные принципы охраны здоровья, которые предопределяют дальнейшее развитие текущего законодательства по исследуемой проблематике:
  • 1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • 2. приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • 3.  приоритет охраны здоровья детей;
  • 4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • 5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • 6. доступность и качество медицинской помощи;
  • 7. недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • 8. приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
Читайте также:  Cубсидия как понятие в 2021 году: виды, кому положена и как ее получить

9. соблюдение врачебной тайны.

Таким образом, можно сделать вывод, что текущее законодательство в сфере реализации права граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи не сформировано в окончательном виде и находится в стадии становления, что требует дальнейшего научного осмысления и разработки подходов к реализации выявленной проблемы.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации // “Собрание законодательства РФ”, 03.03.2014, №9, ст. 851;

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации

Моисеев, Н. Д. Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации / Н. Д. Моисеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62827/ (дата обращения: 03.11.2020).



В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Ключевые слова: здоровье, медицинская помощь, охрана здоровья, конституционное право, благополучие человека.

Комплексное социально-экономическое развитие страны неосуществимо без постоянного повышения уровня жизни и уровня экономического благосостояния его населения. По своей социальной значимости основное право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из наиболее важных, оно направлено на удовлетворение естественных человеческих потребностей.

Здоровье занимает самую верхнюю ступеньку в системе категорий человеческого бытия — среди интересов, идеалов, гармонии, красоты, смысла и счастья жизни, творческого труда, программы и ритма жизнедеятельности [4, с. 45].

Термин «здоровье» давно известен российскому законодательству, и в законе дано его правовое определение.

Формулировка этого понятия приводится в пункте 1 статьи 2 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Закон гласит: здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [3].

Как в российском законодательстве, так и международном праве понятие «здоровье» толкуется очень широко, обеспечение здоровья не сводится только к поддержанию жизнедеятельности организма, а обозначает и иные меры, связанные с повышением психического и социального благополучия человека. Политика государства в конкретной сфере общественных отношений обязательно определяет тем, как правоприменитель и законодатель определяют предмет правового регулирования, его пределы.

В нашем случае право охрану здоровья и медицинскую помощь определяется в комплексе с другими правами. Впервые всеобщее легальное закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь произошло недавно — в XX веке, путем принятия ряда международных договоров и создании международных организаций.

Так во Всеобщей декларации прав человека право на охрану здоровья и медицинскую помощь учитывается как составная часть права на достойный жизненный уровень, наряду с другими естественными правами: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [1].

В XXI веке медицина обрела некоторые успехи: уменьшилась детская смертность, увеличилась средняя продолжительность жизни, в большинстве стран медицина стала доступнее, чем в прошлом.

Как правило, наряду с международными договорами, современные государства по-своему перенимают и закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь в нормах национального законодательства. Образуется иерархия нормативно-правовых актов, с верховенством Основного Закона государства.

  • Российская Федерация не является исключением, в её законодательстве также прослеживается иерархия из нормативно-правовых актов.
  • В первую очередь, провозглашая право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, в статье 41 КРФ законодатель изложил основные особенности права, а также выделил следующие гарантии его исполнения: 1) запрет на сокрытие должностным лицом информации об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья; 2) поощрение создания частной, государственной и муниципальной системы здравоохранения; 3) создание условий для укрепления здоровья населения; 4) предоставление медицинской помощи бесплатно за счет указанных в законе источников [2].
  • Анализ положений Конституции РФ на содержание права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь указывает на несколько групп правомочий в указанной сфере. Савостьянова определяет эти группы следующим образом:
  • 1) Права граждан в сфере охраны здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);
  • 2) Обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);

3) Установленную законом ответственность государства, юридических лиц и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов государственной власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредоставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью [5, c. 39].

Содержание права на медицинскую помощь раскрывается в одиннадцати пунктах ч. 5 ст. 19 ФЗ № 323.

В соответствии с ними пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации; профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства и другие права [6, с. 16].

На основании вышеизложенного, можно сформулировать понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как право каждого на безусловный доступ к медицинским услугам (в установленных законом случаях на бесплатной основе) надлежащего качества, на поддержание цивилизованной среды проживания гражданина, не вредящих его физическому, психическому и социальному состоянию.

Литература:

Права граждан в области охраны здоровья

Все граждане Российской Федерации имеют определенные права в области охраны здоровья1. Большинство этих прав закреплено в законодательном акте «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

N 5487-1 (далее мы будем называть этот акт «Основами законодательства об охране здоровья»). К сожалению, многие права закреплены в общей и декларативной форме, а механизм их реализации никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.

Тем не менее сам факт того, что закон предоставляет вам определенные права, достаточен для того, чтобы требовать их соблюдения, в том числе всеми чиновниками и медработниками.

Отметим, что список прав, которые предоставляют «Основы законодательства об охране здоровья», отнюдь не исчерпывающий. Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации, многие из которых будут рассмотрены ниже.

Права детей, не достигших 18-летнего возраста, осуществляются их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Некоторые права дети, достигшие 14-летнего возраста, могут осуществлять самостоятельно.

Ниже приведен перечень основных прав в области охраны здоровья, после чего некоторые права рассматриваются более детально.

Обратите внимание, что в случае нарушения ваших прав вы имеете право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ребенку оказывается медицинская помощь, в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру) либо в суд (см. раздел «Ответственные органы»).

Перечень основных прав граждан в области охраны здоровья

Основные права пациента закреплены в статье 30 «Основ законодательства об охране здоровья». Любой пациент имеет право:

  1. на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  2. на выбор врача, лечащего врача (с учетом его согласия), выбор лечебно-профилактического учреждения (с учетом договора обязательного и добровольного медицинского страхования);
  3. на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  5. на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  6. на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении («врачебная тайна»);
  7. на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  8. на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи;
  9. на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  10. на допуск к нему священнослужителя.

Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Это право закреплено в статье 31 «Основ законодательства об охране здоровья».

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.

Читайте также:  Социальное пособие каждой семье в 2021 году: документы, оформление

В отношении несовершеннолетних информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям.

Право на информирование о медицинском вмешательстве

В соответствии со статьей 32 «Основ законодательства об охране здоровья» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина, который был соответствующим образом информирован, то есть получил сведения о состоянии своего здоровья, включая информацию о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители.

При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Право на отказ от медицинского вмешательства

По общему правилу гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, что закреплено в статье 33 «Основ законодательства об охране здоровья».

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Право требовать сохранения врачебной тайны

Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 61 «Основ законодательства об охране здоровья».

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений.

Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:

  • в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
  • в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке.
    Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 20 «Основ законодательства об охране здоровья». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства (на 2010 год Постановлением № 811 от 02 октября 2009 г.).

В рамках данной программы бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи:

  • Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, а также медицинскую профилактику (например, прививки, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями), а также проведение других мероприятий;
  • Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий;
  • Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях – травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения;
  • Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, например при острых заболеваниях или обострениях хронических болезней.
    Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями. При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Право находиться с ребенком

В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными.

При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел «Больничный лист: сроки и порядок выдачи»).

Несмотря на то что в законе закреплено право находиться с ребенком, на практике это право часто ограничивается правилами или просто устоявшейся практикой больниц. Формальным основанием для таких ограничений может служить оговорка в законе, что право находиться с ребенком предоставляется в интересах лечения ребенка.

Ограничения могут быть вполне разумными и устанавливаться с целью защиты здоровья пациентов (например, ограничения по нахождению в стерильном помещении). Тем не менее давно и достаточно активно ведется дискуссия о том, какие ограничения действительно необходимы для защиты здоровья пациента, а какие установлены просто для удобства медработников.

Так как вопрос не урегулирован законодательством и согласия по нему нет даже среди самих медработников, мы не можем судить об обоснованности таких требований, тем более с медицинской точки зрения.

Если вы считаете, что для здоровья и жизни вашего ребенка нужно, чтобы вы были рядом, отстаивайте свое право находиться с ребенком, ссылаясь на статью 51, приведенную выше.

Как можно обжаловать действия врача или медсестры?

С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству, так и в специальные надзорные органы.

В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав.

В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам:

  • главный врач лечебно-профилактического заведения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы;
  • органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение (например, в Москве это будет Департамент здравоохранения  города Москвы);
  • органы здравоохранения органов местного самоуправления – с жалобами на деятельность муниципальных учреждений;
  • полиция – в экстренной ситуации можно набрать 02;
  • прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека).

Для вашего удобства мы указали контактную информацию этих и других государственных органов, куда можно обратиться при нарушении ваших прав, в Приложении 1.

Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.

При нарушении ваших прав вы можете обратиться сразу в несколько органов, в зависимости от ситуации. В случаях серьезных нарушений не стоит пренебрегать помощью правоохранительных органов, так как их вмешательство может оказаться наиболее действенным.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]